Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет...
Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет Иерусалима. Как и для пророка Иезекииля, ключевым для Захарии является образ землемерной верви, измеряющей город. Измерение подчеркивает, что восстановление Иерусалима совершится не просто человеческими усилиями, но будет исполнением замысла Божьего. Сам Господь полагает меру городу и Храму, и Сам Он будет вокруг него огненной стеной, защищающей город от врага. Весьма вероятно, что эти слова Господа – ответ на мнение многих, вернувшихся в Иерусалим, что нужно сначала построить городские укрепления, возродить военную и экономическую мощь, а уж потом возрождать Храм Господень. Слова Господа о том, что Он Сам будет огненной стеной Иерусалима, пророк дополнит позже обращенными к Зоровавелю словами об источнике победы избранного народа (Зах. 4:6).
Во второй половине второй главы Захария призывает всех изгнанников Сиона к возвращению. Господь, относящийся к Своему народу как к великой драгоценности, зенице ока Своего, избавлением народа свидетельствует о Своей любви к нему. Это явление славы Божьей в возвращении из плена для пророка – действие Самого Бога, проявление Его присутствия среди людей. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя». Эти слова, однако, невозможно отнести только к восстановлению Храма и возобновлению присутствия Бога в нем. Приход многих народов к Богу, да и само по себе выражение «в тот день» заставляют вспомнить все пророчества о дне Господнем, когда в результате прихода Мессии все народы узнают Господа. Значит, осознанно или не вполне осознанно, пророк говорит здесь о приходе Мессии как источнике радости и спасения для всего мира – и это пророчество исполняется в Церкви Нового завета.
Но ликование, к которому призван освобожденный Иерусалим, ликование о пришествии Бога–Спасителя, не может не быть исполнено благоговения, и потому Захария заканчивает вторую главу одним из самых знаменитых своих слов: «Да молчит всякая плоть человеческая пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего». Воспеваемые в Великую Субботу, день, когда Распятый Мессия покоится во гробе, эти слова говорят о таинственном величии спасительного действия Божьего, о непостижимом явлении любви Бога к людям. Той любви, ради которой Он поднимается от святого жилища Своего – и нисходит в глубины земли, чтобы вывести из ада тех, за кого Он умер.
Центральным в спасительном действии Божьем для пророка Захарии является духовное очищение, избавление от греха. В начале третьей главы он говорит о видении, в котором первосвященник Иисус, облеченный в запятнанные одежды, приведен пред лице Господне. Запятнанные одежды здесь – символ грехов народа, которые возложены на первосвященника. Совлекая их с него, Ангел Господень свидетельствует о том, что Сам Бог очистил людей Своих. И по очищении первосвященник получает символический доступ пред лице Господне, чтобы пребывать пред Ним. Важно, что пророк Захария связывает очищение с одним человеком, на которого возложены грехи всех, и в котором совершается их очищение.
От реального первосвященника, современника Захарии, взгляд пророка обращается в грядущее, и он передает слова Бога о том, что Господь приводит Раба Своего, Отрасль, чтобы Он, подобно первосвященнику Иисусу, изгладил грехи всех людей. Этим словом «Отрасль» называют Христа и Исайя, и Осия, и Иеремия, и Иезекииль, и пророк Захария продолжает здесь древнюю пророческую традицию. Итак, вот о чем в конце предыдущей главы призывает пророк радоваться, вот перед чем он замолкает в благоговейном трепете. Раб Божий, Отрасль от корня Давида, изгладит грех земли сей, и сделает это в один великий День. Как и Второисайя, Захария говорит о сути искупления, в котором явлена будет миру любовь Творца.