1 И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. 2 Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. 3 И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, 4 и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. 5 И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него. |
6 Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. 7 Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. 8 Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. 9 И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. 10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. 12 Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим. |
13 Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего. |
1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. 2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? 3 Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, 4 который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. 5 И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. |
6 И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: 7 так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. 8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. 9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. 10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу. |
Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет Иерусалима. Как и для пророка Иезекииля, ключевым для Захарии является образ землемерной верви, измеряющей город. Измерение подчеркивает, что восстановление Иерусалима совершится не просто человеческими усилиями, но будет исполнением замысла Божьего. Сам Господь полагает меру городу и Храму, и Сам Он будет вокруг него огненной стеной, защищающей город от врага. Весьма вероятно, что эти слова Господа – ответ на мнение многих, вернувшихся в Иерусалим, что нужно сначала построить городские укрепления, возродить военную и экономическую мощь, а уж потом возрождать Храм Господень. Слова Господа о том, что Он Сам будет огненной стеной Иерусалима, пророк дополнит позже обращенными к Зоровавелю словами об источнике победы избранного народа (Зах. 4:6).
Во второй половине второй главы Захария призывает всех изгнанников Сиона к возвращению. Господь, относящийся к Своему народу как к великой драгоценности, зенице ока Своего, избавлением народа свидетельствует о Своей любви к нему. Это явление славы Божьей в возвращении из плена для пророка – действие Самого Бога, проявление Его присутствия среди людей. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя». Эти слова, однако, невозможно отнести только к восстановлению Храма и возобновлению присутствия Бога в нем. Приход многих народов к Богу, да и само по себе выражение «в тот день» заставляют вспомнить все пророчества о дне Господнем, когда в результате прихода Мессии все народы узнают Господа. Значит, осознанно или не вполне осознанно, пророк говорит здесь о приходе Мессии как источнике радости и спасения для всего мира – и это пророчество исполняется в Церкви Нового завета.
Но ликование, к которому призван освобожденный Иерусалим, ликование о пришествии Бога–Спасителя, не может не быть исполнено благоговения, и потому Захария заканчивает вторую главу одним из самых знаменитых своих слов: «Да молчит всякая плоть человеческая пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего». Воспеваемые в Великую Субботу, день, когда Распятый Мессия покоится во гробе, эти слова говорят о таинственном величии спасительного действия Божьего, о непостижимом явлении любви Бога к людям. Той любви, ради которой Он поднимается от святого жилища Своего – и нисходит в глубины земли, чтобы вывести из ада тех, за кого Он умер.
Центральным в спасительном действии Божьем для пророка Захарии является духовное очищение, избавление от греха. В начале третьей главы он говорит о видении, в котором первосвященник Иисус, облеченный в запятнанные одежды, приведен пред лице Господне. Запятнанные одежды здесь – символ грехов народа, которые возложены на первосвященника. Совлекая их с него, Ангел Господень свидетельствует о том, что Сам Бог очистил людей Своих. И по очищении первосвященник получает символический доступ пред лице Господне, чтобы пребывать пред Ним. Важно, что пророк Захария связывает очищение с одним человеком, на которого возложены грехи всех, и в котором совершается их очищение.
От реального первосвященника, современника Захарии, взгляд пророка обращается в грядущее, и он передает слова Бога о том, что Господь приводит Раба Своего, Отрасль, чтобы Он, подобно первосвященнику Иисусу, изгладил грехи всех людей. Этим словом «Отрасль» называют Христа и Исайя, и Осия, и Иеремия, и Иезекииль, и пророк Захария продолжает здесь древнюю пророческую традицию. Итак, вот о чем в конце предыдущей главы призывает пророк радоваться, вот перед чем он замолкает в благоговейном трепете. Раб Божий, Отрасль от корня Давида, изгладит грех земли сей, и сделает это в один великий День. Как и Второисайя, Захария говорит о сути искупления, в котором явлена будет миру любовь Творца.
1 И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. 2 Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. 3 И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, 4 и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. 5 И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него. |
6 Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. 7 Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. 8 Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. 9 И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. 10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. 12 Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим. |
13 Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего. |
1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. 2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? 3 Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, 4 который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. 5 И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. |
6 И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: 7 так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. 8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. 9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. 10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу. |
Сионом пророчество называет здесь не ту гору, на которой стоит Иерусалим, а его жителей, находящихся далеко от него. Если так, то не следует ли из этого, что не только о конкретном городе Иерусалиме идёт речь, и даже не только о тех жителях Иудеи, которые хранят в вавилонском изгнании верность Господу, но и обо всех, причастных к народу Божию, где бы они ни находились? Для верных Господь станет несокрушимой стеной в любом месте. И тут мы вспоминаем о Небесном Иерусалиме, о котором будет сказано в Откровении Иоанна, городе, куда войдут многие спасённые со всех концов земли.
Очищение одежд иерея означает, что с очищения священников и их возвращения на путь незапятнанного служения начинается очищение всего народа, его возвращение к Богу. Но возвращение именно начинается, ведь не одни священники, но и все мы призваны, каждый по своему, служить Господу, выполнять Его волю.
10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. 12 Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим. |
13 Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего. |
«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа»… Комментарии, в общем, излишни. Можно и нужно говорить о Боге. Проповедь – это замечательно. Можно и нужно говорить с Ним. Словесная молитва – это прекрасно и важно. Но иногда необходимо остановиться и умолкнуть. Просто молча пребывать в Его присутствии…
10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. |
Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба? В известном смысле, да: такими крутыми поворотами в своей истории может похвастаться не каждый народ.
Но это всё же дело человеческое: мало ли, какие извивы может выдать история, когда речь идёт о четырёх тысячелетиях. А вот присутствие Бога среди Своего народа — дело Божие, от людей и от истории оно не зависит. Хотя, конечно, независимость эта относительна: ведь хранение и охранение присутствия Божия — задача именно человеческая, возложенная на народ Божий, который и призван был свидетельствовать о Боге, пребывающем среди него. Но тогда верно и то, что народ Божий остаётся таковым лишь до тех пор, пока среди него находится место Богу.
Не случайно и Тора, и пророки говорят не о владении народом той землёй, которую ему дал Бог, а скорее о пользовании ею, которое ограничено условиями заключённого с Богом союза-завета. Если же союз окажется нарушен, вполне может сложиться ситуация, когда народ потеряет и свою землю, и Храм. Но возможным такое может стать лишь в одном случае: если Бог уйдёт, оставит землю, город и Храм, которые когда-то благословил и освятил Своим присутствием.
После этого разрушение города и Храма, опустошение земли становятся лишь внешним выражением этого нового духовного состояния, своего рода антисвидетельством, доказательством того, что, по крайней мере, на данном историческом этапе народ со своей духовной задачей не справился. А вот возвращение народа на землю отцов, восстановление города и Храма означают как раз, что после раскаяния и нового обращения народ снова готов к возложенной на него Богом миссии. А значит, и в его исторической судьбе начинается новый этап. Этап, выводящий его прямиком к порогу Нового Завета.
10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. |
Что делает народ Божий народом Божиим? Особые качества? Едва ли: еврейский народ в этом отношении похож на все остальные. У него, конечно, есть своё национальное лицо, всегда и везде легко узнаваемое; но у какого народа его нет? Тогда, может быть, особая судьба? В известном смысле, да: такими крутыми поворотами в своей истории может похвастаться не каждый народ.
Но это всё же дело человеческое: мало ли, какие извивы может выдать история, когда речь идёт о четырёх тысячелетиях. А вот присутствие Бога среди Своего народа — дело Божие, от людей и от истории оно не зависит. Хотя, конечно, независимость эта относительна: ведь хранение и охранение присутствия Божия — задача именно человеческая, возложенная на народ Божий, который и призван был свидетельствовать о Боге, пребывающем среди него. Но тогда верно и то, что народ Божий остаётся таковым лишь до тех пор, пока среди него находится место Богу.
Не случайно и Тора, и пророки говорят не о владении народом той землёй, которую ему дал Бог, а скорее о пользовании ею, которое ограничено условиями заключённого с Богом союза-завета. Если же союз окажется нарушен, вполне может сложиться ситуация, когда народ потеряет и свою землю, и Храм. Но возможным такое может стать лишь в одном случае: если Бог уйдёт, оставит землю, город и Храм, которые когда-то благословил и освятил Своим присутствием.
После этого разрушение города и Храма, опустошение земли становятся лишь внешним выражением этого нового духовного состояния, своего рода антисвидетельством, доказательством того, что, по крайней мере, на данном историческом этапе народ со своей духовной задачей не справился. А вот возвращение народа на землю отцов, восстановление города и Храма означают как раз, что после раскаяния и нового обращения народ снова готов к возложенной на него Богом миссии. А значит, и в его исторической судьбе начинается новый этап. Этап, выводящий его прямиком к порогу Нового Завета.
13 Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего. |
О чем здесь говорит пророк Захария? Бог избрал Себе святое жилище — Иерусалимский храм. Там, в самом внутреннем помещении, «святая святых», где хранятся святыни Ветхого Завета, сокрыто присутствие Божие. Так было, пока чаша грехов Израиля не переполнилась. Тогда Бог покинул Свой храм, Иерусалим был разрушен, народ Израильский уведен в вавилонский плен.
Но вот пророк видит новую картину. Бог возвращается, Он вновь посещает Свое жилище и призывает Свой народ. И нет человеческих сил, способных противостать Его воле о спасении Израиля и возвращении его в свою землю.
Но есть в этих словах и иной смысл. Бог придет в этот мир и поселится посреди народа Своего и откроет лицо Свое — и что сможет тогда сказать человек пред лицом Господа? Вопрошания, жалобы, оправдания — все окажется никчемным. Только встреча лицом к лицу будет иметь значение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||