В каком смысле называет автор послания Иисуса первосвященником? На первый взгляд, это сравнение может показаться чистой аллегорией. Но если вдуматься в использованный священнописателем символ, придётся признать, что в нём есть и вполне определённый духовный смысл, особенно в контексте тех событий, во время или вскоре после которых было написано послание. А написано оно, по-видимому, было уже после смерти Павла кем-то из его учеников, притом свет оно увидело уже после катастрофы 70 г. н. э., когда после поднятого воинствующими мессианистами-«ревнителями» антиримского восстания были до основания разрушены Иерусалим и Храм. Естественно, яхвистские жертвоприношения после этого прекратились, а история яхвизма закончилась: иудаизм и христианство разделились окончательно, Церковь и Синагогу больше ничто не связывало, и они пошли каждая своей дорогой. На таком фоне неизбежно вставал вопрос: как жить дальше без Храма и жертвоприношений, которые на протяжении тысячелетий были для яхвистов, а позже и для иудеев, и для христиан главной формой богообщения?
Ответом на него и становится образ Христа как первосвященника. Конечно, образ Мессии как первосвященника был известен и иудейской традиции тоже. Но там речь шла о том, что Мессия, придя, займёт место не правителя, как предполагал более ранний и, вероятно, более традиционный подход, а первосвященника, который реформирует храмовое богослужение, сделав его выразителем той полноты присутствия Божия, которая будет сопровождать его служение. Автор же послания, как видно, имеет в виду нечто иное. Он опирается на традиционное для яхвизма представление о священнической общине как об общине посредников между Богом и Его народом. Уже в Книге Левита звучит призыв к народу «быть святым», сохранять то состояние освящённости, которое возможно обрести лишь у алтаря. Но весь народ не мог пребывать у алтаря постоянно, для подавляющего большинства освящение было лишь эпизодом, хотя и важнейшим, в их духовной жизни. А вот представители священнической общины находились у алтаря постоянно, хотя, разумеется, не все одновременно. И некоторая часть народа таким образом оказывалась освящённой постоянно, а не от случая к случаю, как его большинство. А от этой малой части освящался и весь народ, составлявший единое духовное тело. Автор же послания это традиционное представление переносит на Христа: ведь Он, в отличие от любого из нас, всегда сохраняет всю полноту освящённости, доступную для человеческой природы. Собственно, только Ему это и возможно: ведь грех препятствует освящению, и для того, чтобы освятиться полностью, нужно быть безгрешным. А Его святость освящает Церковь, включая каждого из нас.
Такого Посредника, разумеется, у народа Божия до прихода Христа быть не могло: ведь, при всём усердии, священники не могли стать безгрешными и освятиться до конца. При таком Посреднике можно было не бояться даже отсутствия Храма и жертвоприношений: ведь через Него Церковь получает возможность приобщиться к полноте Царства, которая больше полноты Храма. А значит, и возможность спасения.