12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. |
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания
нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно
нам,
искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. |
Есть нечто очень важное для нас в библейском Откровении: Бог, запредельный и непостижимый, — говорит. Он говорит — и образуется Вселенная, Он говорит — и появляется жизнь, Он говорит — и сотворяется человек, тот, с кем Бог ведет в дальнейшем диалог. Мы видим, что слово Божие не просто слово, но действие.
А кроме того, у Его слова есть одно свойство, присущее, как правило, только живому собеседнику: каждый раз, когда мы к нему обращаемся, мы слышим что-то новое! Слово исходит от Бога живого и несет с собой жизнь.
Бог преодолевает разделяющую нас с Ним дистанцию и обращается к нам. И апостол напоминает, что слово Божие «работает» для нас тогда, когда проникает внутрь нас, к самому сердцу — тогда оно очищает, наставляет и наполняет нас. Можем ли мы загородиться от него? Вероятно, да. Но тогда, если оно не будет действенно в нас, то не войдет в нас и та жизнь, которую хочет нам дать Бог.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. |
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания
нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно
нам,
искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. |
Говоря о Божьем слове, которое «проникает до разделения души и духа», автор послания имеет в виду, с одной стороны, то живое откровение, которое неотделимо от Божьего присутствия, а с другой — внутреннюю Тору, тот внутренний духовно-нравственный императив и духовный стержень, без которого первые поколения христиан не мыслили себе духовной жизни. Вот оно-то, это живое Божье слово, и судит человека. Говоря о «душе и духе», автор послания имеет в виду, с одной стороны, природу человека, которую он и называет «душой», хотя соответствующее греческое слово в библейском контексте может означать просто «жизнь», а с другой — то «дыхание», «дух», которые Бог даёт каждому человеку при сотворении. Тут последняя глубина человеческой личности, та, с которой связано само существование человека как образа Божия.
На этой глубине и решается, что такое конкретный человек перед Богом, перед другими людьми и перед самим собой. А для христианина такой суд приобретает дополнительный смысл: ведь для него тут решается ещё и вопрос о том, верен ли он Христу, или нет, является ли для него жизнь Царства ценностью абсолютной, или там, в самой глубине своей души, он готов искать чего-то другого, более важного. И там же, на этой последней глубине, решается и вопрос о верности Христу — как Первосвященнику с большой буквы. В самом деле: первосвященник в традиционном яхвистском понимании — глава народа-общины, стоящей перед Богом.
Всякая община всегда состоит из личностей, каждая из которых вполне осознаёт себя и свои отношения как с Богом, так и с другими членами своей общины — иначе община вырождается в религиозный коллектив, где отдельные люди растворяются в большом коллективном «мы», испытывающем порой довольно яркие религиозные переживания, но в духовном плане совершенно бесплодном. И к Богу каждый член общины идёт вместе со всеми отношениями, соединяющими его с другими. Предстоятель же общины и её глава оказывается в центре этой сложной системы отношений, которую представляет собой община, идущая к Богу.
И вопрос полноты включённости предстоятеля в систему внутриобщинных отношений оказывается чрезвычайно важным в контексте духовного пути общины. В этом смысле Спаситель является идеальным Главой и Предстоятелем: Его связь с каждым, кто принадлежит к Церкви как к Его телу, является абсолютной, такой связи со своей общиной не может быть ни у кого, даже у самого ревностного первосвященника, возглавляющего общину Храма и народ Божий. Измена такому Предстоятелю означает утрату Царства, а значит, и спасения.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. |
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания
нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно
нам,
искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. |
Возвращаясь к образу Мессии-Первосвященника, автор послания не отделяет его от тех представлений о живой Торе, которые были в те времена широко распространены как в иудейской, так и в христианской среде. Именно Иисус и становится для него этой живой Торой, Его первосвященство обусловлено тем, что Ему удалось то, чего никому ещё не удавалось прежде: осуществить идеал, ранее остававшийся недостижимым. Для того, чтобы стать живой Торой, человеку необходимо было полностью избавиться от греха, оставаясь притом человеком и не превращаясь в некое бестелесное существо. И Иисус оказался в истории человечества первым и единственным, кому это удалось (ст. 15).
Такого Учителя не обманешь: ведь живая Тора — воплощённое слово Божие, Его воздействие на человека затрагивает те глубины человеческого существа, где соприкасаются её духовная («дух») и природная («душа») составляющие (ст. 12). Скрыться от Него так же невозможно, как укрыться или скрыть что-нибудь от Бога (ст. 13). Но зато этот Мессия-Первосвященник несёт в Себе всю полноту благодати того Царства, которое Он принёс в мир, давая возможность приобщиться к ней каждому верному (ст. 16). Живая Тора, воплощённое слово Божие, Человек, несущий в Себе всю полноту Царства, а значит, и полноту Божию — таким видит автор послания Мессию, которого он называет новым Первосвященником, Первосвященником Царства.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания
нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно
нам,
искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. |
В Послании к Евреям апостол говорит на языке закона Израиля. Но сам, обратившись, он не может смотреть на закон как свод правил для жизни. Он смотрит на закон и пророчества, как на полное подтверждение свершившегося прихода Мессии. Он смотрит на закон, как на то, что объясняет непонятное и трудно понимаемое для человека. И апостол говорит: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха". В Евангелии мы читаем удивительные слова: "есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". Что это? Кто не вкусит смерти? Как это увидит Царствие Божие в силе? Сила Христова совершается не в сокрушении врагов Израиля, но в полноте исполнения всех пророчеств и закона. Никто из людей не в силах исполнить всего, что уготовано ему. Христос же, придя на землю, исполнил все, что было уготовано Ему. Сила Христова совершилась в сокрушении смерти через Воскресение. И увидели Его воскресшим ученики Его. И увидели, что избавлены они от смерти в темноту. Но к Воскресению и Царству Божьему.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания
нашего. |
В каком смысле называет автор послания Иисуса первосвященником? На первый взгляд, это сравнение может показаться чистой аллегорией. Но если вдуматься в использованный священнописателем символ, придётся признать, что в нём есть и вполне определённый духовный смысл, особенно в контексте тех событий, во время или вскоре после которых было написано послание. А написано оно, по-видимому, было уже после смерти Павла кем-то из его учеников, притом свет оно увидело уже после катастрофы 70 г. н. э., когда после поднятого воинствующими мессианистами-«ревнителями» антиримского восстания были до основания разрушены Иерусалим и Храм. Естественно, яхвистские жертвоприношения после этого прекратились, а история яхвизма закончилась: иудаизм и христианство разделились окончательно, Церковь и Синагогу больше ничто не связывало, и они пошли каждая своей дорогой. На таком фоне неизбежно вставал вопрос: как жить дальше без Храма и жертвоприношений, которые на протяжении тысячелетий были для яхвистов, а позже и для иудеев, и для христиан главной формой богообщения?
Ответом на него и становится образ Христа как первосвященника. Конечно, образ Мессии как первосвященника был известен и иудейской традиции тоже. Но там речь шла о том, что Мессия, придя, займёт место не правителя, как предполагал более ранний и, вероятно, более традиционный подход, а первосвященника, который реформирует храмовое богослужение, сделав его выразителем той полноты присутствия Божия, которая будет сопровождать его служение. Автор же послания, как видно, имеет в виду нечто иное. Он опирается на традиционное для яхвизма представление о священнической общине как об общине посредников между Богом и Его народом. Уже в Книге Левита звучит призыв к народу «быть святым», сохранять то состояние освящённости, которое возможно обрести лишь у алтаря. Но весь народ не мог пребывать у алтаря постоянно, для подавляющего большинства освящение было лишь эпизодом, хотя и важнейшим, в их духовной жизни. А вот представители священнической общины находились у алтаря постоянно, хотя, разумеется, не все одновременно. И некоторая часть народа таким образом оказывалась освящённой постоянно, а не от случая к случаю, как его большинство. А от этой малой части освящался и весь народ, составлявший единое духовное тело. Автор же послания это традиционное представление переносит на Христа: ведь Он, в отличие от любого из нас, всегда сохраняет всю полноту освящённости, доступную для человеческой природы. Собственно, только Ему это и возможно: ведь грех препятствует освящению, и для того, чтобы освятиться полностью, нужно быть безгрешным. А Его святость освящает Церковь, включая каждого из нас.
Такого Посредника, разумеется, у народа Божия до прихода Христа быть не могло: ведь, при всём усердии, священники не могли стать безгрешными и освятиться до конца. При таком Посреднике можно было не бояться даже отсутствия Храма и жертвоприношений: ведь через Него Церковь получает возможность приобщиться к полноте Царства, которая больше полноты Храма. А значит, и возможность спасения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||