Так что же: если Его мысли не наши, и его пути тоже, значит, всё бесполезно? Как жить с таким Богом, как понять Его? Наверное, никак. Но что такое наши мысли и наши пути? Когда, в какой момент они становятся нашими, отдельными от Него? Ведь с самого начала...
Так что же: если Его мысли не наши, и его пути тоже, значит, всё бесполезно? Как жить с таким Богом, как понять Его? Наверное, никак. Но что такое наши мысли и наши пути? Когда, в какой момент они становятся нашими, отдельными от Него? Ведь с самого начала, с самого момента сотворения в нас бьётся Его дыхание, становящееся нашим сердцем, тем духовным сердцем, где рождаются воля и решимость, где делается выбор и принимаются решения. Так когда, почему Его мысли перестали быть нашими? Каждый, знакомый с библейской историей, скажет: в момент грехопадения. Но что же произошло тогда? Человек захотел стать, «как Бог» (в еврейском тексте именно так). В чём? Силой помериться? Или знанием? Наверное, нет: ведь такое даже нам, падшим людям, кажется абсурдом. Тогда в чём же? В познании добра и зла? Но разве до падения люди не знали, что хорошо, а что плохо? Знали, конечно, иначе любые запреты теряют всякий нравственный смысл, как и само понятие греха. Но ведь есть здесь и другое: желание самим решать, что для нас добро, а что зло. Самим, без Него. Не по Его указке, а самостоятельно, как взрослые люди. Так казалось. А на деле воля человека именно в тот самый момент начала расходиться с волей Бога. Но Он не отнял у нас Своего дыхания, не лишил нас сердца. Вот только дыхание это стало ощущаться всё слабее, а вместе с ним слабела и воля, которая прежде, до падения определяла всю нашу жизнь, и духовную, и телесную. А дальше — всё больше и больше — воля наша стала подчиняться тому, чем была призвана управлять. И чем больше подчинялась, тем меньше оставалось у нас силы к противостоянию тому, чему нельзя было не противостоять, если только отношения с Богом были для нас не просто словами. Так постепенно, шаг за шагом, наша воля разошлась с Его волей, а наши пути — с Его путями. Конечно, не человеку познать глубины Божьей Личности. Их знает только Он Сам, и больше никто. Но познать Его волю и пути, определённые Им для нас, человек был в состоянии всегда. До тех пор, пока не захотел жить сам, отдельно от Бога, в своём маленьком мирке. Своей волей. И по своим путям.