Бывает, что в жизни отдельных людей и целых народов происходит нечто такое, о чём говорят, что этого не может быть потому, что не может быть никогда. К числу таких событий можно отнести массовое покаяние жителей Ниневии...
Бывает, что в жизни отдельных людей и целых народов происходит нечто такое, о чём говорят, что этого не может быть потому, что не может быть никогда. К числу таких событий можно отнести массовое покаяние жителей Ниневии. Пророк ведь именно потому и не хотел отправляться туда, что был абсолютно уверен: проповедовать в Ниневии, призывать её жителей к покаянию — дело заведомо бессмысленное. Но Бог всё-таки послал его именно туда. Для чего?
Библеисты до сих пор спорят, является ли история, рассказанная автором Книги Ионы, реальной или вымышленной, но, как бы то ни было, ясно одно: перед нами притча, и не так важно, что лежит в её основе: историческое событие или художественный вымысел. Это притча о пророке, который добился неожиданного успеха там, где успеха ожидать не приходилось, и сам не понявший того, что его успех был именно успехом, а не провалом, как ему показалось после обращения ниневитян.
Возможно, пророк сравнивал их со своим собственным народом: ведь евреи далеко не всегда относились к словам пророков с доверием. А тут, думал, вероятно, Иона, ниневитяне, язычники, да ещё живущие в стране, которая для его современников и соотечественников была символом всего худшего, что было в мире, символом нечестия и богоборчества. Неужели такие люди смогут услышать призыв Бога к обращению и раскаянию?
И вот происходит именно то, что пророк считал невероятным: его свидетельство услышано, город кается. Как это могло случиться? Ответ кажется парадоксальным, но именно мера греховности жителей города могла склонить их к раскаянию. Соотечественники пророка (если не все, то многие) обычно отнюдь не считали себя грешниками; они, конечно, грешили и знали об этом, но грешили «как все» и жили тоже «как все».
Чувство «мы не хуже других», «как все, так и мы» знакомо каждому, но не каждый задумывается, каким тормозом на духовном пути оно может стать, не давая думающему так увидеть свои поступки такими, какими они являются с точки зрения заповеди Божьей и пути праведности. У религиозных евреев чувство это было куда сильнее, чем у нерелигиозных ниневитян. Потому и раскаяться им было проще: они не питали иллюзий на собственный счёт. И опередили на пути покаяния соплеменников пророка, которые считали, что, не считая кое-каких мелочей, в их духовной жизни всё в порядке.