На свете есть множество людей, утверждающих (с разной мерой искренности), что они бы непременно поверили в Бога, если бы Бог им доказал, что Он действительно существует. При этом подразумевается, что доказательство должно быть предельно очевидным и убедительным. В сущности, в таком случае говорят обычно о демонстрации, а не просто о доказательстве. Казалось бы, Богу ничего не стоило бы убедить в Своём существовании кого угодно, если бы только Он решил демонстрировать Себя, Свою силу, Свои чудеса.
Но почему-то Он этого не делает. А вот дьявол, наоборот, подбивает Иисуса на то, чтобы продемонстрировать то, что Бог демонстрировать отказывается. Этакую своеобразную левитацию. Парение над пропастью. Так, чтобы все увидевшие убедились: перед ними не обычный человек, перед ними Некто, обладающий сверхъестественной силой. И, конечно, пошли бы за Ним. Зачем бы это дьяволу? Разве ему нужно, чтобы народ шёл за Мессией?
Иногда, как видно, он был бы не против. Иногда ему это, оказывается, даже на руку. Но лишь в одном случае: если Мессия перестанет быть Самим Собой и станет тем, кем Его хотели бы видеть люди. Люди как раз такого склада, которые бы и за Богом пошли, но только после убедительной демонстрации. Причём пошли бы как есть, ничуть внутренне не изменившись. Тогда это была бы победа дьявола. Бог ведь не случайно отказывается от демонстраций. Он не собирается никого привлекать к Себе силой или чудесами.
Ведь даже Божья сила для человеческого сердца — фактор внешний. А единственным внутренним фактором оказывается для человека Божья любовь — потому, что она всегда приходит изнутри. Из глубины сердца. И её не докажешь. Не продемонстрируешь внешним образом, как можно продемонстрировать силу или чудеса. Но за Богом можно пойти только тогда, когда идёшь за Его любовью. Это — сущностное, в любви Божьей Его глубина, так открывается нам полнота Его личности. А сила и чудеса — тоже, конечно, от Него, но они не центр Его личности, а лишь её периферия.
Он хочет сделать нас частью своей жизни по существу, а не только внешне. И Мессия пришёл в мир именно для этого. Он пришёл, чтобы привнести в мир Царство. Царство, пребывание в котором предполагает отношения той самой любви, которая и есть откровение Божьей глубины. А дьявол советует Ему оставить глубину и вместо глубины явить людям поверхность. Внешнюю оболочку. Периферию вместо центра. И тогда он, дьявол, одержит свою победу. Ведь он может как-то адаптироваться даже к Божьей силе и к Божьим чудесам. А по-настоящему ему страшно лишь одно: Божья любовь.