Читая в посланиях Павла о той жизни, которую он предлагает вести христианам, нельзя не вспомнить письменность мудрых...
Читая в посланиях Павла о той жизни, которую он предлагает вести христианам, нельзя не вспомнить письменность мудрых, образцы которой нетрудно найти, к примеру, в Книге Притчей. Призыв к целомудрию, к ответственности в том, что касается домашних дел, к уважению старших (ст. 1 – 6) отнюдь не был чем-то новым. В известном смысле новым можно было бы считать призыв к рабам подчиняться своим хозяевам не за страх, а за совесть (ст. 9 – 10), который в послании Титу звучит уже не в первый раз. Это, впрочем, и не удивительно: ведь древний Израиль никогда не знал массового рабовладения, которое было свойственно Египту, Греции или Риму. Но апостол, как видно, переносит те принципы социальных отношений, которые отражены в традиции письменности мудрых, на реалии греко-римского мира. Как видно, он считает достаточно универсальными если не сами рекомендации древних мудрецов, то, во всяком случае, ту логику, которая их породила.
Конечно, такого рода призывы и увещевания не в последнюю очередь были связаны с политическим мессианизмом, который в это время был широко распространён в Синагоге, проникая, вероятно, и в церковную среду, прежде всего, разумеется, в среду иудео-христианскую, во многом определявшую тогда жизнь Церкви в целом. Павел же был решительным противником подобного рода идей и представлений. И, как видно, не только потому, что политический мессианизм был для него мессианизмом очевидно ложным, который не мог привести ни к чему, кроме бессмысленных восстаний и последующих репрессий. Главное было в другом: апостол никогда не забывал слов Спасителя о том, что Его Царство «не от мира сего». Социальные реформы, политическая борьба или восстания сами по себе не могли приблизить торжество Царства, о чём апостол прекрасно знал. Социум для Павла был всего лишь средством и средой — средством для свидетельства о Царстве и средой, в которой приходится временно, до полного преображения мира жить свидетелям. И он хочет, чтобы среда эта как можно меньше мешала решению главной для христиан задачи — собственному духовному становлению и свидетельству (ст. 11 – 14), в которых и заключается смысл жизни христианина.