Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Тит 2:1-15

Поделиться
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. 6 Юношей также увещевай быть целомудренными. 7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. 9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Свернуть

Говорят, что в советские времена, когда религиозная пропаганда была преступлением, а за посещение храма могли как минимум выгнать с работы, кто-то предлагал такой простенький тест: «Если у вас на работе узнают, что вы верующий, – как вы думаете, это будет религиозная или антирелигиозная пропаганда?» Вот об этом говорит апостол Павел в послании к Титу. Есть только одно средство противостоять антирелигиозной пропаганде, есть только один действенный способ евангелизации: наша жизнь во Христе. Если о нас можно сказать: «Да они такие же, как все, только хуже, потому что лицемерят», – увы, это означает, что наша жизнь превратилась в антирелигиозную пропаганду.

Другие мысли вслух

 
На Тит 2:1-15
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. 6 Юношей также увещевай быть целомудренными. 7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. 9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Свернуть
Читая в посланиях Павла о той жизни, которую он предлагает вести христианам, нельзя не вспомнить письменность мудрых...  Читать далее

Читая в посланиях Павла о той жизни, которую он предлагает вести христианам, нельзя не вспомнить письменность мудрых, образцы которой нетрудно найти, к примеру, в Книге Притчей. Призыв к целомудрию, к ответственности в том, что касается домашних дел, к уважению старших (ст. 1 – 6) отнюдь не был чем-то новым. В известном смысле новым можно было бы считать призыв к рабам подчиняться своим хозяевам не за страх, а за совесть (ст. 9 – 10), который в послании Титу звучит уже не в первый раз. Это, впрочем, и не удивительно: ведь древний Израиль никогда не знал массового рабовладения, которое было свойственно Египту, Греции или Риму. Но апостол, как видно, переносит те принципы социальных отношений, которые отражены в традиции письменности мудрых, на реалии греко-римского мира. Как видно, он считает достаточно универсальными если не сами рекомендации древних мудрецов, то, во всяком случае, ту логику, которая их породила.

Конечно, такого рода призывы и увещевания не в последнюю очередь были связаны с политическим мессианизмом, который в это время был широко распространён в Синагоге, проникая, вероятно, и в церковную среду, прежде всего, разумеется, в среду иудео-христианскую, во многом определявшую тогда жизнь Церкви в целом. Павел же был решительным противником подобного рода идей и представлений. И, как видно, не только потому, что политический мессианизм был для него мессианизмом очевидно ложным, который не мог привести ни к чему, кроме бессмысленных восстаний и последующих репрессий. Главное было в другом: апостол никогда не забывал слов Спасителя о том, что Его Царство «не от мира сего». Социальные реформы, политическая борьба или восстания сами по себе не могли приблизить торжество Царства, о чём апостол прекрасно знал. Социум для Павла был всего лишь средством и средой — средством для свидетельства о Царстве и средой, в которой приходится временно, до полного преображения мира жить свидетелям. И он хочет, чтобы среда эта как можно меньше мешала решению главной для христиан задачи — собственному духовному становлению и свидетельству (ст. 11 – 14), в которых и заключается смысл жизни христианина.

Свернуть
 
На Тит 2:1
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Свернуть
Павел противопоставляет строгому религиозному формализму, на котором настаивали некоторые церковные «учителя», то, что может показаться простыми правилами...  Читать далее

Павел противопоставляет строгому религиозному формализму, на котором настаивали некоторые церковные «учителя», то, что может показаться простыми правилами нравственности. Между тем, в этих простых правилах — суть Торы, и прежде всего Торы внешней. Речь идёт о самом обычном соблюдении заповедей, без всякой особой религиозности, без множества норм и правил ритуальной чистоты, которые для жителя Царства теряют свою актуальность: ведь в Царстве и традиционное яхвистское (и иудейское) разделение на чистое и нечистое оказывается нерелевантным — там чисто всё.

Но если пойти дальше, окажется, что соблюдение заповедей, даже чисто внешнее, предполагает определённую динамику отношений с самыми разными людьми, и отношения эти необходимо выстраивать осознанно, а не просто следуя социально обусловленным автоматизмам. Апостол не случайно упоминает дальше не только наиболее проблемные церковные сообщества («старцев» и «стариц»), но и рабов в их отношении к своим хозяевам. Общее тут заключается в своеобразной «естественности» статуса как церковных «старцев» и «стариц», так и рабов. В самом деле: многие из тех «старцев» и «стариц», которых упоминает Павел, рассматривали, вероятно, своё положение в Церкви не как осознанно выбранное служение, а как само собой сложившуюся ситуацию.

«Старцами» и «старицами», вероятно, многие из них стали не потому, что осознали своё призвание к соответствующим служениям, а потому, что на старости лет идти было некуда, а вся жизнь оказалась связана с Церковью — значит, так тому и быть, в «старцы» или «старицы» прямой путь. Примерно так, как в Средние века в монастырь (особенно девушки и женщины) шли не потому, что осознали своё монашеское призвание, а потому, что жизнь не сложилась и другой альтернативы не просматривалось.

Вот такой автоматизм духовно разрушает человека: ведь место, на котором он оказался, предполагает именно осознанное служение, а когда осознания (а значит, и полноценного служения) нет, начинается неизбежная духовная деградация такого «служителя». Но так же (хотя, возможно, медленнее) деградирует человек и в социуме, если не осознаёт себя и своих отношений с теми людьми, с которыми ему приходится общаться. Социальный автоматизм не лучше «духовного», хотя на первый взгляд кажется менее опасным. Вот от таких автоматизмов и предостерегает Павел Тита, считая их куда большей проблемой, чем отсутствие у членов церкви религиозности.

Свернуть
 
На Тит 2:11
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
Свернуть
Благодать уже здесь, с каждым, осталось только согласиться ее принять. Это первый и самый трудный шаг, потому что, сделав его, мы соглашаемся признать...  Читать далее

Благодать уже здесь, с каждым, осталось только согласиться ее принять. Это первый и самый трудный шаг, потому что, сделав его, мы соглашаемся признать несколько неудобных фактов. Во-первых, Бог пришел к нам Сам. Он уже рядом с нами и, признавая реальность Его присутствия, мы признаем, что непозволительно много времени провели, обманывая себя, пытаясь не замечать этого. Во-вторых, мы признаем свою слабость и немощь, неспособность самим выйти из тени смертной. Мы признаем свою зависимость от Источника Жизни, главенство Бога во всем и над всеми. В-третьих, нам приходится признать, что спасение дается каждому, без всяких исключений. Даже если у нас есть свой собственный список тех, кому нужно отказать или дать в первую очередь, приходится признать, что каждому предложено выбрать спасение. Эти три факта делают жизнь очень неудобной и неприятной, если мы хотим не считаться с ними. Такая возможность у нас есть, но есть ли желание вернуться к существованию, где нет места благодати и милости?

Свернуть
 
На Тит 2:11
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
Свернуть
Каждый человек хочет получить от Бога что-то хорошее, об этом обычно и просит. То есть просит о благодати, потому что слово «благодать» и означает «благое (хорошее, доброе) даяние»...  Читать далее

Каждый человек хочет получить от Бога что-то хорошее, об этом обычно и просит. То есть просит о благодати, потому что слово «благодать» и означает «благое (хорошее, доброе) даяние». Апостол Павел пишет, что Бог это Свое благое даяние уже совершил, Он дал Своего Сына — самое лучшее, что у Него есть! А Сын совершил главное благо, которое нам нужно, даже если мы этого и не осознаем, — спасение. Это освобождение от инерции зла и греха в нашей жизни, это наполнение жизни добром и любовью. И это благо протянуто «всем человекам». Почему же все две тысячи лет после прихода Христа так много в мире тьмы, боли, ужаса? Явилась благодать Божия или нет?

Явиться-то она явилась, а вот насколько была принята... Свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму. Все люди? Слава Богу, нет! И эти две тысячи лет дали потрясающие примеры святости. И наша задача не смотреть, как там другие люди, а самим принимать и принимать предложенную нам благодать, протянутую руку Христа, желающего и готового вытащить нас из засасывающего нас болота греха и смерти.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).