Библия-Центр
РУ

Новость дня на 13 Ноября 2024

Как могло случиться, что верующий яхвист стал, в духовном смысле, почти буддистом? Ведь яхвизм в духовном отношении куда определённее буддизма: тут и личный Бог, и осознанные с Ним отношения, и взгляд на мир, как на Божье творение. Но всё это «работает» при одном непременном условии: личных и осознанных отношениях с Богом. Если их нет, значит, нет и всего остального.

Вернее, есть, но для человека, не имеющего личных отношений с Богом, это ничего не меняет. Если «Бог на небе, а мы на земле», значит, земля безнадежна. До Бога высоко, до царя далеко. Впрочем, Екклесиаст примерно так и говорит: над одними начальниками стоят другие, отсюда и проблемы, и хорошо, если есть царь, который думает о своей стране и о своём народе. Похоже, однако, что на появление такого царя Екклесиаст не очень-то надеется: уж очень редко такое бывает… Но ведь и Бог у Екклесиаста — как большой начальник, вроде царя, только выше.

С Ним тоже надо осторожно, надо посмотреть-подумать, как к Нему подойти, что Ему сказать, что пообещать, а чего обещать не стоит… Странно, казалось бы: ведь тот же Екклесиаст по опыту знает, что духовная реальность не такова, как реальность социальная. Только что тот же Екклесиаст на границе Божьей вечности вслушивался в апофатическое безмолвие, ощущая за ним Присутствие, которое могло бы внести смысл в его жизнь. Но… мироощущение не меняется в одночасье. Свою религиозность Екклесиаст, по-видимому, вынес из своей прежней жизни. Из той жизни, когда он был большим человеком и не очень-то задумывался о смысле.

Быть религиозным тогда было принято, это было нормально и естественно. Если, конечно, сама религиозность была «нормальной». Простой, ясной, без метаний и исканий. Такой она, по-видимому, и была у Екклесиаста, пока вопрос о смысле не встал ребром. И, уж конечно, меньше всего можно было обрести смысл в этой «нормальной» религиозности. Не для того она была выработана, чтобы придать смысл отдельной человеческой жизни.

Если она и могла придать чему-то смысл, то лишь существованию общества и государства в их наличном состоянии. Сделать так, чтобы Бога почитали, как царя, а царя — как Бога. Или как бога — тут уже различие не слишком велико. Если Бог становится похож на земного царя, земной царь раньше или позже станет похож на земного бога — такая трансформация практически неизбежна. Вот только от той реальности, что открылась Екклесиасту на границе мира и Вечности, всё это было очень далеко. Так же далеко, как земля от неба.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Что проку жить в мире, где мудрость приносит не больше блага, чем глупость, где праведность не вознаграждается, а... 

 

В конце третьей главы Экклезиаст говорит о смерти как об участи, общей для человека и скота... 

Вопрос-ответ

 В чём заключаются 2 варианта жизнепонимания (что общего, что различного) в книге Екклесиаста и в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5-7 главы)? В чём состоит цель, смысл и ценность жизни?
 

Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле  — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).