Библия-Центр
РУ

Новость дня на 20 Октября 2021

Спаситель сравнивает положение служителей Божьих в народе Божием с положением раба-домоправителя. Нам сегодня кажется странным доверить попечение о доме и слугах рабу. Но в древности такая практика была распространена довольно широко: всё зависело лишь от меры доверия хозяина к тому или иному рабу.

Особенно распространённой такая ситуация была там, где, как в Израиле и позднее в Иудее, рабство было домашним, так, что рабы жили в доме фактически на положении младших членов семьи. Если хозяин дома ставил одного из таких рабов на место домоправителя в своё отсутствие, такой раб, разумеется, отнюдь не переставал быть рабом, но круг его обязанностей, а соответственно, и прав в доме значительно расширялся, приближаясь к обязанностям и правам хозяина.

Но говорить об обязанностях и правах такого домоправителя можно было лишь применительно к другим домашним рабам и слугам, которые обязаны были ему формальным подчинением; по отношению же к хозяину он оставался рабом, связанным с ним теми отчасти формальными, отчасти личными отношениями, которые обычно соединяли хозяина и раба в ситуации патриархального рабства. И только от устойчивости этих отношений, от благоволения хозяина зависело положение раба в доме, зависело, останется ли он домоправителем, или нет, и как поступит с ним хозяин по возвращении. У раба самого по себе, разумеется, не было и не могло быть никаких прав, и горе было тому рабу, который об этом забывал. Именно такие отношения Иисус приводит в пример, как земной аналог отношений Царства.

В известном смысле в Царстве бесправны все, кроме Царя, Который принёс это Царство в мир: ведь его никто не заслужил и в него никто не может войти по праву. А когда Царство проецируется в наш пока ещё не преображённый мир, нередко оказывается, что служитель Божий получает власть над людьми, поскольку законы непреображённого мира такую власть предполагают: ведь Бог действует в нашем мире так, чтобы действие Его шло как бы изнутри, не взрывая мир и не разрушая его.

И тут уже всё зависит от того, почувствует ли себя такой служитель в положении раба, которому истинный Хозяин доверил временное управление Своим домом, или возомнит себя полноправным распорядителем, права которого обусловлены не конкретной ситуацией служения, а принадлежат ему изначально, в силу некоего особого статуса или особого положения в Царстве. И дело тут не в том, что настоящий Хозяин обидится и захочет наказать узурпатора, а в том, что любые попытки самоутверждения в собственной независимости отделяют того, кто пытается это сделать, от Царства. А значит, и от Того, Кто принёс Царство в мир.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Спаситель нередко говорит о возвращении господина (имея в виду, как нетрудно догадаться, Себя Самого) как о событии неожиданном... 

 

В рассказанных Спасителем притчах о Царстве часто звучит тема внезапности, неожиданности. Как в случае с хозяином дома, который появляется тогда, когда рабы вовсе не ожидают его возвращения... 

 

«Не бойся, малое стадо!» Мы приведем фрагмент выступления в общественной печати о. Георгия Чистякова, которое так и... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).