Среди современных христиан довольно широко распространено представление о том, что один союз-завет с Богом как бы сменяет другой. Так, завет с Ноем был заменён заветом с Авраамом, завет с Авраамом в свою очередь — заветом с Моисеем, затем с Давидом, а венчает пирамиду завет, заключённый через Иисуса Христа, завет новый, мессианский и окончательный, отменяющий все предыдущие, которые с приходом Христа автоматически перестают действовать.
Наверное, так бы оно и было, если бы речь шла лишь о юридическом договоре. Тогда такая логика была бы вполне понятной и абсолютно верной: если в договор, заключённый сторонами, по инициативе одной из них вносятся изменения, то прежняя версия договора автоматически перестаёт действовать. Но ведь речь в данном случае идёт не о договоре в юридическом смысле, а о союзе, об отношениях, связывающих Бога со Своим народом и с отдельными его представителями.
А союз и отношения предполагают определённую динамику, они могут и должны углубляться и наполняться новым содержанием по мере своего развития. И новый этап отношений в этом случае отнюдь не отменяет и не обесценивает предыдущий. По крайней мере, до тех пор, пока предыдущий этап или предыдущие этапы остаются актуальными хотя бы для одного человека. И даже приход Христа и приближение Царства тут ничего принципиально не меняют: ведь в данном случае важны конкретные люди.
Конечно, приближающееся Царство многое меняет объективно, но человек остаётся человеком. И если на земле есть люди, остающиеся на этапе, к примеру, завета с Ноем, то и сам этот завет останется актуальным именно для таких людей. Сказанное тем более верно по отношению к завету с Авраамом или с Моисеем: ведь Тора вошла в мир именно благодаря завету с Моисеем, а она остаётся актуальной и для христиан, если, конечно, вести речь о внутренней Торе. Но тех, кто ограничивается Ноевым заветом, или, как большинство евреев во времена Павла, заветом Авраамовым, нельзя считать отверженными Богом.
Дверь для них всегда остаётся открытой. Они прошли некоторую часть пути в своих отношениях с Богом, остановившись на определённом этапе, однако это не значит, что их путь завершён. Бог их ждёт всегда. И апостол уверен: когда остановившиеся воспользуются своей возможностью, чтобы двинуться дальше и войти в Царство, это будет великий день в истории Церкви и в их собственной истории. День, сравнимый с днём всеобщего воскресения из мёртвых.