Что такое молитва? Самый простой и понятный ответ: общение с Богом, слова, которые мы говорим Ему в надежде услышать ответ. Так; но это тогда, когда мы одни. К примеру...
Что такое молитва? Самый простой и понятный ответ: общение с Богом, слова, которые мы говорим Ему в надежде услышать ответ. Так; но это тогда, когда мы одни. К примеру, на необитаемом острове. Да и там не всё так просто: ведь на необитаемые острова люди попадают всё же из обитаемых мест. Данное определение было бы вполне исчерпывающим лишь в том случае, если бы во всей вселенной существовал бы только один человек. Но такого никогда не было и, наверное, никогда не будет. Да дело даже и не в этом, а в том, что один человек, по слову Бога, «не полон» («Нехорошо человеку быть одному», как передаёт это слова Бога Синодальный перевод). А если человек не один, то и общение его с Богом будет не только его личным делом, каким бы личным ни было само общение. Ведь отношения человека с Богом и отношения его с другими людьми — вещи взаимосвязанные. А если сделать ещё один шаг и посмотреть на ситуацию, как она складывается в народе Божьем? Здесь уже не просто человеческое сообщество, здесь община, связанная освящающим каждого её члена тем присутствием Божиим, действие которого и делает народ Божий тем, что он есть. А при таком воздействии, когда именно присутствие Божие объединяет народ и делает его единым духовным целым, молитва уже не просто перестаёт быть личным делом отдельного человека, но прямо становится делом богочеловеческим. А в Церкви все эти взаимосвязи и взаимозависимости ещё усиливаются: ведь Церковь несёт в мир Царство, а в Царстве освящает уже не просто присутствие Божие, оно всё прямо пронизано дыханием Бога, которое всё преображает и освящает. И молитва каждого обитателя Царства вплетается в это дыхание, становясь его неотъемлемой частью. Так молитва человека становится молитвой за весь народ Божий, становясь вместе с тем и молитвой самого этого народа. И, наверное, одному лишь Богу ведомо, какое место занимает такая молитва в построении Царства, в созидании того духовного единства, которое и составляет ткань Царства. Но, как бы то ни было, молитва оказывается здесь уже не просто богообщением, но и богосотворчеством. И каждая такая молитва, конечно же, приближает день окончательного торжества того Царства, которое принёс в мир Спаситель.