18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, |
В сегодняшнем чтении апостол Павел просит верующих молиться за него. Как часто мы забываем молиться за тех, кто, по нашему мнению, и так в порядке. Наши молитвы за священников, епископов (если такие молитвы вообще есть) – это два слова, произнесённых механически, потому, что так надо. А Павел говорит, что эта молитва необходима и тем, кому уже даровано многое. Разве Павел не возвещал тайну благовествования открыто и с дерзновением? Возвещал… и тем не менее, ему необходима молитва Церкви. Потому что эта молитва – одно из средств, которыми созидается единство Тела Христова.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых |
У нас существует довольно странное обыкновение связывать определенные жизненные ситуации с определенными молитвами, обращаться за помощью в молитве к тем или иным святым в зависимости от переживаемых трудностей. Слово Божие не дает нам для этого никаких оснований. Напротив, в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел говорит: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом. Сущностно важна в молитве, по слову апостола, верность Богу, которая выражается в том, что мы прибегаем к Нему во всякое время, а не только в трудную минуту. Также принципиально то, что апостол призывает молиться духом. Греческий оригинал не знает прописных букв кроме как в начале периодов, и потому эти слова допускают двойное толкование. Во-первых, молитва должна исходить из самой глубины человеческой личности, молитва духом далеко не ограничивается молитвословием, которое мы произносим устами. Во-вторых вероятно, что апостол имеет в виду молитву, вдохновленную Духом Святым, а не только тот лепет, на который человек способен сам по себе. Речь идет отнюдь не об особых дарованиях Духа, каким является, скажем, молитва иными языками. Однако если мы верим в действительность и действенность таинства миропомазания, в котором Господь через Церковь дарует нам не проявления Духа, но Его Самого, тогда наша способность к встрече с Всемогущим в молитве ограничивается нашей и только нашей волей.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых |
Что такое молитва? Самый простой и понятный ответ: общение с Богом, слова, которые мы говорим Ему в надежде услышать ответ. Так; но это тогда, когда мы одни. К примеру, на необитаемом острове. Да и там не всё так просто: ведь на необитаемые острова люди попадают всё же из обитаемых мест. Данное определение было бы вполне исчерпывающим лишь в том случае, если бы во всей вселенной существовал бы только один человек. Но такого никогда не было и, наверное, никогда не будет. Да дело даже и не в этом, а в том, что один человек, по слову Бога, «не полон» («Нехорошо человеку быть одному», как передаёт это слова Бога Синодальный перевод). А если человек не один, то и общение его с Богом будет не только его личным делом, каким бы личным ни было само общение. Ведь отношения человека с Богом и отношения его с другими людьми — вещи взаимосвязанные. А если сделать ещё один шаг и посмотреть на ситуацию, как она складывается в народе Божьем? Здесь уже не просто человеческое сообщество, здесь община, связанная освящающим каждого её члена тем присутствием Божиим, действие которого и делает народ Божий тем, что он есть. А при таком воздействии, когда именно присутствие Божие объединяет народ и делает его единым духовным целым, молитва уже не просто перестаёт быть личным делом отдельного человека, но прямо становится делом богочеловеческим. А в Церкви все эти взаимосвязи и взаимозависимости ещё усиливаются: ведь Церковь несёт в мир Царство, а в Царстве освящает уже не просто присутствие Божие, оно всё прямо пронизано дыханием Бога, которое всё преображает и освящает. И молитва каждого обитателя Царства вплетается в это дыхание, становясь его неотъемлемой частью. Так молитва человека становится молитвой за весь народ Божий, становясь вместе с тем и молитвой самого этого народа. И, наверное, одному лишь Богу ведомо, какое место занимает такая молитва в построении Царства, в созидании того духовного единства, которое и составляет ткань Царства. Но, как бы то ни было, молитва оказывается здесь уже не просто богообщением, но и богосотворчеством. И каждая такая молитва, конечно же, приближает день окончательного торжества того Царства, которое принёс в мир Спаситель.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно. |
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. |
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. 24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. |
Наставляя христиан Эфеса, апостол Павел в конце своего послания перечисляет духовные средства, которые даны нам для того, чтобы служить Богу и противостоять злу. Он называет их «всеоружием Божиим» и от этого произошло само понятие духовного оружия. Перечислив все, что сюда относится, апостол переходит к тому, каким образом следует это оружие использовать, и этому посвящен заключительный отрывок послания, который мы читаем сегодня. В первую очередь речь здесь идет о молитве. Именно молитва во всем разнообразии своих форм — область, в которой апостол призывает нас применять «всеоружие Божие». Апостол принципиально не выбирает форм и разновидностей молитвы, он говорит о молитве «всякой», главное, с его точки зрения — чтобы молитва совершалась. Постоянство нашего духа в этом приношении Богу себя, людей и всего мира — вот главное, к чему призывает нас апостол. И второй важный момент — это призыв принимать в свою молитву всю Церковь, особенно же — ее миссию. Заключительные фразы апостола открывают удивительную возможность для нас участвовать в том служении, которое совершают другие люди, молясь о них и принимая их в свое сердце.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно. |
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. |
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. 24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. |
От темы общественных отношений Павел переходит к теме христианского служения и его места в обществе. Он сразу же провозглашает, что христиане борются не с людьми, хотя бы эти люди находились у власти (людей он, следуя еврейскому словоупотреблению, называет «плотью и кровью»), что цель их борьбы — духовные силы, определяющие состояние падшего мира, которые он называет «начальниками», «властями» и «распорядителями здешней тьмы» («мироправителями тьмы века сего»), связывая с ними «дыхание зла, которое под небом» («духов злобы поднебесной», ст. 12). Целью христиан, как видно, является не захват власти или социальные изменения как таковые, а уменьшение влияния тех сил зла, которые, действуя, в основном, через людей, сами людьми не являются, используя человека лишь как орудие, хотя, конечно, таким орудием человек может стать, лишь дав на то своё согласие.
Вероятно, говоря так, апостол хотел предостеречь тех, кто был увлечён идеями религиозно-политического мессианизма, широко в те дни распространённого в синагогальной и околосинагогальной среде. Да и всякая вообще борьба за власть, если она становится самоцелью, отнюдь не уменьшает меру зла в мире, давая духам тьмы широчайший простор для их деятельности. Уменьшить же эту меру может лишь Царство, входящее в мир, и потому главной задачей христианина оказывается свидетельство о Царстве и о спасении, так же, как и о Том, Кто принёс его в мир. Но для того, чтобы свидетельство было адекватным, от свидетеля требуются верность («истина») и праведность, без которых к Царству не приобщиться (ст. 14 – 15). А главным оружием свидетеля в противостоянии тому злу, в котором лежит мир, оказываются доверие к Богу («вера»), праведность, которая является лучшим свидетельством о Царстве, и Тора, слово Божие, которое позволяет отличить добро от зла и делать правильный выбор в тех непростых ситуациях, в которых свидетелю раньше или позже придётся оказаться (ст. 14 – 17). Выбор, от которого в конечном итоге будет зависеть не только судьба тех, кому он свидетельствует, но и его собственное спасение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||