1 В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его,3 но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь,
подражая
мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
5 Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.9 И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10 И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.11 И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.12 И пришел царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошел царь к жертвеннику, и принес на нем жертву;13 и сожег всесожжение свое и хлебное приношение, и совершил возлияние свое, и окропил кровью мирной жертвы свой жертвенник.14 А медный жертвенник, который пред лицем Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с
места
между жертвенником
новым
и домом Господним, и поставил его сбоку
сего
жертвенника на север.15 И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.16 И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз.
17 И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые
были
под ним, и поставил его на каменный пол.18 И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского.
19 Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.20 И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.
Свернуть
Поведение царя Ахаза неугодно Господу, царь совершает те же грехи, что и его предшественники. Но при этом Ахаз усугубляет свою вину готовностью капитулировать перед языческой империей. В военном союзе с Ассирией против общего врага могло и не быть чего-то вопиющего, если бы царь сохранял достойные взаимоотношения с союзником. Но Ахаз, не желающий положиться на Господа, называет себя рабом и сыном ассирийского царя. Мало того, он отдаёт ему в дар сокровища, принадлежащие храму. Это логически следует из всего вышеупомянутого: отвернувшись от Господа, Ахаз посылает имущество, по праву принадлежащее Его храму, тому царю, на кого решил Его променять. За своё предательство Ахаз не только не получил сребреники, а ещё и сам заплатил. Правда, с помощью Ассирии Ахазу удалось разгромить Сирию, но, как говорится, волка на собак в помощь не зови. Впрочем, о вероятности новой угрозы Ахаз не думает.
В разгромленном Дамаске царь находит жертвенник и тут же велит соорудить такой же в Иерусалимском храме. Вроде бы ничего особенного, жертвенник привлёк Ахаза какими-то своими конструктивными и эстетическими особенностями. Но это не просто ещё один элемент языческой культуры в ряду многих других, усвоенных древними израильтянами. Установление жертвенника вырастает до символа духовной капитуляции даже не перед сильным, но перед только что разгромленным языческим государством. Это значит, что царь вольно или невольно готовит разгром своего царства языческими завоевателями.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).