Христианский путь для Павла, как и для каждого христианина, является в первую очередь путём спасения. Путём, которым можно идти лишь «в страхе и трепете». Речь идёт о том самом страхе Божьем, о котором...
Христианский путь для Павла, как и для каждого христианина, является в первую очередь путём спасения. Путём, которым можно идти лишь «в страхе и трепете». Речь идёт о том самом страхе Божьем, о котором так много говорится в Библии. Казалось бы, после прихода Христа Его последователям бояться нечего: ведь они больше не остаются перед Богом со своим грехом один на один. Но страх Божий — не только страх наказания за грех.
Страх Божий — в первую очередь следствие осознания своей ответственности за установившиеся с Богом отношения. А за них во всяком случае ответственность несёт сам человек. И именно от них, от осознанных отношений с Богом и со Христом, зависит спасение. Показателем же устойчивости и осознанности отношений служит внутренний мир или его отсутствие.
Потому-то и призывает апостол своих филиппийских братьев действовать без ворчания («ропота») и оговорок («сомнений»). Конечно, ворчание и постоянные оговорки — не самый страшный грех, их, в сущности, и грехом-то назвать нельзя. Но они наглядно показывают внутреннее состояние человека, в частности, и ему самому тоже. Это симптом определённой духовной проблемы — отсутствия внутренней цельности.
Казалось бы, человек делает то, что нужно, то, чего ждёт от него Бог. Но делание его остаётся не до конца внутренне воспринятым им самим. Человек как бы внутренне раздваивается: одна его часть действует и делает то, что нужно, а другая в то же самое время не принимает того, что делает первая, всё время ей сопротивляясь и стремясь к чему-то другому.
Вот это сопротивление одной части человека другой его части и порождает ворчание и оговорки. Дело делается, но на духовном уровне, на уровне воли и тех интенций, которые связаны с делом, полноты нет: человек как бы раздваивается в себе, ослабляя себя духовно. Конечно, если бы Богу от человека нужна была только внешняя активность, только те дела, которые Он ему поручает, тут не было бы большой проблемы.
Богу нужен прежде всего сам человек. Его сердце. Его воля. Его душа. Не для того, чтобы поглотить их, а для того, чтобы дать им раскрыться во всей полноте. И вот тут внутренняя раздвоенность оказывается губительной: она не даёт человеку пережить то, что он переживает, во всей полноте и глубине. А значит, и полноты жизни Царства такой человек тоже пережить не может. Так на фоне внешней (и даже религиозной) активности теряется главное: Царство и спасение.