Упоминание Павлом неких людей, которых он, по собственным его словам, «отдал сатане», чтобы отучить от богохульства, вызывает вполне естественные вопросы. Как вообще один человек может отдать другого сатане? И как это возможно для христианина? И неужели сатана может отучить кого-то от богохульства? От него скорее уж можно было бы ожидать противоположного.
Между тем, тут явно говорится не о наказании собственно, а о последствиях совершённого человеком греха, притом греха очень серьёзного, если уж упоминается «кораблекрушение в вере». Возможно, речь идёт о людях, которые, разочаровавшись и в Боге, и во Христе, и в собственном духовном пути, просто всё это бросили, став жить так, как жили до обращения.
А поскольку такое отступничество никогда не проходит бесследно, очень часто оказывается, что человек быстро скатывается до жизни худшей той, которую он вёл прежде. То же касается и так называемых «Божьих наказаний»: Богу вовсе нет нужды наказывать грешника специально, Ему вполне достаточно оставить человека наедине с последствиями совершённых им грехов. Но церковная ситуация в этом смысле — ситуация особая. Особенность пути христианина ведь в том в значительной мере и заключается, что он с последствиями своего греха один на один не остаётся никогда. Иисус пришёл в мир не только для того, чтобы принести сюда Царство, но и для того, чтобы каждый желающий мог в него войти. А для этого надо было избавить человека от последствий совершённых им в прежней жизни грехов.
Однако такое избавление возможно лишь в случае, если сам человек раскаивается в содеянном, а значит, полностью и безоговорочно от него отказывается. Если же человек начинает грешить снова и притом осмысленно, осознавая, что делает, и продолжая грешить, то в конце концов может наступить момент, когда ему перестанут помогать вплоть до того момента, когда он образумится и раскается. И дело тут не в наказании, а в том, что бесполезно помогать вылезти из ямы тому, кто, едва успев это сделать, снова прыгает назад.
В такие игры Бог обычно предоставляет человеку играть самому, без Своего участия, а помогать начинает тогда, когда играющему его игра надоедает. Впрочем, учитывая, что без Божьей помощи выбраться из ямы невозможно, игра обычно заканчивается достаточно быстро, после очередного попадания в яму, во время которого играющий понимает, что доигрался и больше его назад вытягивать не станут до тех пор, пока он не начнёт относиться к серьёзным вещам всерьёз, а не как к детской игре. Вот это «доигрался» и называется у апостола «отдать сатане». И тогда, поняв, что всё крайне серьёзно, человек может действительно пересмотреть своё прежнее поведение.
Если уж речь идёт о богохульстве, то можно думать, что «занесло» упомянутых Павлом людей действительно круто. А столкновение с той реальностью, в которой они оказались в результате, лицом к лицу и без всякой поддержки, вполне могло подействовать отрезвляюще, как холодный душ. Конечно, тут шоковая терапия, но иногда другого способа привести человека в чувство, вернув его к реальности, нет, и апостол это прекрасно понимает.