Очевидно, что однозначного, единственно верного, ответа на такой вопрос, скорее всего дать нельзя. Тем не менее… Несомненно, что насажденное в райском саду древо познания добра и зла, есть плоды которого запрещено, становится предметом испытания для человека. Но стоит посмотреть на этот рассказ в его контексте...
Очевидно, что однозначного, единственно верного, ответа на такой вопрос, скорее всего дать нельзя.
Тем не менее…
Несомненно, что насажденное в райском саду древо познания добра и зла, есть плоды которого
запрещено, становится предметом испытания для человека. Но стоит посмотреть на этот рассказ в его контексте.
Второй библейский рассказ о сотворении человека (а повествование о грехопадении продолжает именно его),
говорит о смысле человеческого существования, намеренно отвлекаясь от хронологии событий. Поэтому мы можем
думать, что священнописатель говорит о человеке вообще, о каждом из нас. И, стало быть, каждому
(а не только первому) человеку дается заповедь не есть от плодов этого древа. Ключевое слово для понимания
этого рассказа – свобода. Речь идет о том, что человеку предоставляется реальный выбор: доверять тому,
что Бог прав (и не есть от этого древа) или не доверять, и, соответственно, нарушить заповедь.
Если бы не было этого древа… Сослагательное наклонение здесь, видимо, неуместно: библейский
рассказ говорит не о том, что могло быть или не быть, но просто изображает факт установления духовной свободы
человека теми средствами, которые ему присущи. Есть воля Творца о том, как следует жить человеку, чтобы
жизнь наша была полна вечной полнотой и смыслом. Этот замысел предполагает, что нравственный миропорядок
(«шкалу» доброго и злого) мы принимаем таким, каким его установил Бог, не пытаясь переопределить
его («овладеть», или «познать» на языке священнописателя). Замысел предполагает, что мы выбираем
это свободно, по любви к Богу, а не как запрограммированные автоматы. Эта личностная свобода – невероятный
(непостижимый и для священнописателя) дар Творца человеку, составляющий суть нашего богоподобия.
Если свободы нет – то мы ничем не отличаемся от обезьян, из которых, кажется, Создатель «изготовил» наше тело.
Библейский рассказ говорит, таким образом, что Бог, сотворив человека, поставил его в
чрезвычайной близости к Себе, так что для нас доступна даже власть над добром и злом, над тем, что
считается хорошим и плохим, должным и недолжным быть. «Ты не умалил его пред ангелами…»
(Пс 8:6), как говорит Писание. Принятие
Божьих установлений о добре и зле для человека, в сущности, оказывается принятием Самого Бога
как Источника и Владыки жизни.
В этой связи толкователи обычно отмечают, что исполнение заповеди «не ешь от него…» требует веры, т.е.
доверия тому, что Бог благ и желает нашего блага. Поэтому насаждение древа познания добра и зла ставит
нас в ситуацию, когда нам нужно верить или не верить. Без этого нам было бы очень легко, но мы не были
бы подобны Богу, т.е. мы не были бы свободными личностями, если бы возможность не поверить не была реальной.
Наконец, многие толкователи обращают внимание на то, что повеление «не есть от древа…» –
первая (и на тот момент единственная и всеобъемлющая) заповедь Творца человеку. Это Его Слово к нам,
призывающее к диалогу. Говоря о том, как мы на этот призыв отвечаем, священнописатель просто
констатирует печальный факт…
Добавлю ко всему этому еще один важный аспект. Строго говоря, описанная во 2-й главе
книги Бытия ситуация предполагает не столько выбор «есть или не есть», сколько выбор между древом
власти над миропорядком, и Древом жизни. По общепринятому толкованию большинства отцов Церкви и авторитетных
церковных мыслителей, Древо жизни – символ Самого Сына Божьего. Впрочем, часто оно также видится
как символ Древа Крестного, на котором Бог по любви отдает нам Свою жизнь без остатка.