О раскаянии человечество знало во все времена, задолго до Авраама и первых яхвистских откровений. И во все времена считалось, что раскаяние облегчает вину. Бывали, конечно, и исключения, в некоторых ситуациях человеку не могло помочь никакое раскаяние. Но чаще всё же бывало иначе. Почему так? Самый простой ответ, который приходит в голову: человек, искренне раскаивающийся в том, что сделал, скорее всего, больше так поступать не будет. Сделанного не воротишь, но на будущее в раскаявшемся можно быть уверенным. Но это, конечно, лишь в том случае, если раскаяние является искренним. А как убедиться в искренности? У Бога, разумеется, такой проблемы нет: сердце любого из нас перед Ним, как на ладони. Но зачем Ему наше раскаяние? Он ведь прекрасно знает все наши способности и возможности, знает, что мы можем и чего не можем, ни один из наших срывов для Него не является неожиданным, так, что наше раскаяние для Него не является свидетельством само по себе. И всё же оно необходимо. Зачем? Или, быть может, правильнее спросить: кому? Богу или нам? Что выражает перед Ним наше раскаяние? Наверное, только одно: декларацию наших намерений. В наших обещаниях впредь не грешить для Него важен наш выбор и наша решимость. И признание того, что мы были неправы и хотим исправить ситуацию. Не потому, что Ему важны наши сожаления, а потому, что такое признание развязывает Ему руки, открывая дорогу к нашему сердцу. А с остальным Он справится.