Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому, что он слишком сложен, а потому, что он не имеет ответа в нашем непреображённом мире. Вопрос этот — о причинах страданий тех, кто, судя по человеческим меркам, страдания отнюдь не заслуживают.
О том, что путь праведности — путь страданий, знали многие и до прихода в мир Христа. Но никто до Него не объяснял столь ясно причины такого положения вещей. Иисус же объясняет всё до ужаса просто: праведник страдает потому, что его праведность — не от мира сего, так же, как не от мира сего Царство, которому эта праведность принадлежит. Так было и до прихода в мир Христа, ведь путь праведности во все времена одинаков, и во все времена он означает необходимость жизни по закону Божию, а не по закону падшего мира.
Есть, однако, и ещё один аспект проблемы, менее заметный, когда дело касается социальной несправедливости, но бросающийся в глаза тогда, когда речь идёт, к примеру, о войнах, эпидемиях или стихийных бедствиях, не разбирающих, где праведник, а где грешник. Зачастую именно праведник в таких ситуациях страдает больше и погибает раньше. Почему же так?
Спаситель даёт ответ и на этот вопрос. В ответ на вопрос об убитых по приказу Ирода вполне благочестивых и уж точно ни в чём не виноватых людях Он напомнил спрашивавшим об обрушившейся городской башне, которая тоже рухнула на головы отнюдь не самых грешных людей в городе.
Этот страшный для всякого религиозного сознания ответ был, однако, совершенно искренним: Иисус прямо, не пытаясь никого утешить и обнадёжить, ответил спросившим Его людям, что падший мир внеморален, что зло в нём торжествует по определению и что ни о каком справедливом воздаянии кому бы то ни было в этом поражённом грехом мире речи нет и быть не может.
Выход один, и Иисус прямо на него указывает: обращение, полное предание себя в волю Божию и приобщение к жизни Царства. Это не способ, воспользовавшись безвыходной ситуацией, склонить кого-то на свою сторону, а указание на единственно реальный выход из положения.
Если в мире справедливости нет и быть не может, значит, её нужно искать в другом месте, и Спаситель указывает спрашивающим, где именно. При этом Он даёт надежду не только на справедливый суд для конкретного человека, но и на изменение ситуации в целом, которое, хоть и не сразу, всё же непременно произойдёт: ведь торжество Царства будет означать и преображение мира, который станет жить по законам Царства весь, целиком и полностью.