Каждый из евангелистов описывает распятие и крестную смерть Спасителя по-своему. И если в других евангелиях...
Каждый из евангелистов описывает распятие и крестную смерть Спасителя по-своему. И если в других евангелиях упоминаются, к примеру, стоявший у креста любимый ученик или раскаявшийся разбойник, то в Евангелии от Матфея никаких такого рода упоминаний нет. Евангелист отмечает лишь, что уже после смерти Иисуса некоторые из тех римских солдат, что стерегли Распятого, были поражены и испуганы, признав, что Он был «воистину Сын Божий» (ст. 54). Впрочем, упоминает он и женщин, но в его описании они все «смотрят издали» (ст. 55–56), так что у креста не оказывается никого, кто мог бы поддержать Его хотя бы просто своим присутствием.
Такой финал вполне укладывается в общую концепцию евангелиста, который всю историю последних дней и часов земного служения Спасителя описывает как историю предательства и отступничества. И в момент Его крестной смерти верные или стоят вдали, или, как Иосиф из Аримафеи, появляются тогда, когда всё уже кончено (ст. 57–61). А у подножия креста лишь радующееся зло и торжествующая тьма (ст. 39–44). Такая картина на фоне описаний других евангелистов могла бы, возможно, показаться излишне, почти до схематизма, контрастной, если бы не логика священного автора, который и всё земное служение Спасителя рассматривает как конфликт Царства с теми силами, которые противостоят ему, желая уничтожить Того, Кто принёс Царство в мир.
С этой точки зрения то, что происходит у подножия креста, увы, никак нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим. Здесь мы видим всё и всех, с чем и с кем приходилось сталкиваться Иисусу на всём протяжении Его земного служения. Здесь и злые насмешки ничего не понимающих и не желающих понимать людей из уличной толпы (ст. 39–40), и злорадство религиозных ригористов, и насмешки учёных теологов (ст. 41–43), и даже глумление тех, кому глумиться уж никак не пристало — разбойников, распятых рядом с Иисусом (ст. 44). А роднило всех этих, столь разных, людей одно: неприятие Царства. Каждому из них оно мешало по-своему, и вот теперь они все собрались у креста, чтобы порадоваться победе — мнимой победе над Тем, Кто самой Своей жизнью не давал им покоя.
Конечно, о том, что победа мнимая, никто из них не догадывался. Ведь в их мире, в мире, где место было всему и всем, кроме Христа и Царства, их победа действительно была абсолютной. Она обращалась в ничто в другом, большом, Божием мире, но об этом большом мире насмехающиеся над Распятым или не знали вовсе, или имели о нём самые приблизительные и смутные представления. И потому Воскресение было для них громом среди ясного неба. Таким же, каким, вероятно, станет для многих возвращение Спасителя. Быть может, даже для многих из тех, кто считает себя христианами.