Каждому верующему неоднократно доводилось размышлять о чудесах и делах Божиих. Почти всегда речь в этом случае идёт о делах давно минувших дней; дни современные вспоминаются обычно куда реже. Между тем, Бог прошлого едва ли покажется кому-нибудь живым Богом.
Если Он действовал когда-то давно, если когда-то в прошлом Он являл чудеса, но теперь молчит, что нам, сегодняшним, до тех давно минувших дней? Реальность тех времён для нас становится преданием, а затем нередко легендой, сказкой, мифом. Мифом нередко в таком случае оказывается для нас и Сам Бог: ведь Он был живым и активным в те баснословные времена, которые нам нередко трудно даже себе представить.
На первый взгляд может показаться, что и автор псалма смотрит на Бога и на Его дела именно так: он вспоминает о великих делах, совершённых Богом в давние времена, о которых в его дни остались лишь «преданья старины глубокой». На самом же деле есть одно небольшое, но существенное отличие: он всё же пытается понять, что же произошло, почему «десница Господня переменилась».
На прошлое ведь тоже можно смотреть по-разному. Для одних оно — только красивое воспоминание, и им остаётся лишь вздыхать о прекрасных ушедших днях, как о невозвратном золотом веке. Другие смотрят на прошлое, как на идеал, который нужно лишь восстановить, и тогда все снова станет замечательно. При этом никто из смотрящих на прошлое таким образом не думает о том, почему, если всё в прошлом было идеально, оно всё же оказалось не вечным, и ещё меньше эти люди задумываются, что прошлого не вернуть так же, как не войти дважды в одну и ту же реку.
Наконец, третьи, подобно автору псалма, смотрят на прошлое, как на духовный урок. Они знают, что были в прошлом времена, когда Бог был близок к Своему народу, и задают себе вопрос: что изменилось и почему? Что заставило Бога отвернуться? Почему Он попустил Своему народу пройти через национальную катастрофу (а псалом, судя по некоторым признакам, был написан в первые годы Вавилонского плена)?
Только при таком подходе прошлое может стать для отдельных людей или целых народов духовным уроком. И тогда это прошлое станет не просто чем-то ушедшим безвозвратно, а началом того переосмысления и духовного обновления, которое станет первым шагом в будущее. В будущее, которого иначе может и не быть: ведь прошлого не вернуть, и жить в нём невозможно.