1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь
2
Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3
И было в Салиме жилище Его, и пребывание Его — на Сионе.
4
Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5
Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6
Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7
От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8
Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9
С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла,
10
когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11
И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12
Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному.
13
Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Свернуть
Начиная с эпохи Давида, Иерусалим (или, имея в виду его другое название, Шалем, а в другой транскрипции Салим) воспринимался, как оплот не только военной, но и духовной силы. Ничего удивительного в этом не было: ведь именно Давид, завоевав Иерусалим, принадлежавший прежде одному из обитавших в Иудее племён, сделал его столицей своего новообразованного государства.
Дело этим не ограничивалось: Давид сделал Иерусалим также и новой религиозной столицей, превратив существовавшее там с давних времён святилище в яхвистское и перенеся ковчег Завета из Кирьят-Йарима, где он хранился в это время, в Иерусалим. Именно там, у стен Иерусалима, в долине Эмек-Рефаим (ставшей сегодня одной из иерусалимских улиц), происходили сражения, решившие исход войны с филистимлянами: им так и не удалось захватить горные проходы, которые позволили бы им контролировать Иудею, а значит, и выиграть войну.
Так Иерусалим стал символом духовной, политической и военной незыблемости Израиля, которую автор псалма связывает с тем присутствием Божиим, которое пребывало в Иерусалимском Храме (а псалом, скорее всего, был написан не во времена Давида, а в правление его сына Соломона, когда Храм уже был построен). Соломон же прекрасно понимает, что Храм, который он построил Богу Авраама, Моисея и своего отца Давида, вовсе не похож на языческие храмы.
В языческих храмах, как думали сами язычники, их боги пребывают, как в своих домах, где их можно найти и вступить с ними в общение. Соломон прекрасно понимает, что Бога Израиля не вмещают, по собственным его словам, «небо и небо небес, и еще меньше этот дом, который я построил». На Храм он смотрит, как на место присутствия Божия, где Бог открывается тем, кто ищет Его и к Нему обращается.
Таким же видит Храм и автор псалма. Он прекрасно понимает, что Иерусалим является оплотом яхвизма и всего Израиля не благодаря стенам или гарнизону, а благодаря этому присутствию, которое может остановить любого врага. Не потому, что Бог воинственен, а потому, что для Своего народа у Него есть особый план, и этот план Он намерен осуществить вопреки всем замыслам всех Своих врагов.
Другие мысли вслух
На Пс 75:9-10
9
С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла,
10
когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
Свернуть
Бог сильнее всех, грозен Его суд, Он страшен для царей. Но суд Его — в защиту угнетённых, это не творящее произвол земное судилище
Читать далее
Бог сильнее всех, грозен Его суд, Он страшен для царей. Но суд Его — в защиту угнетённых, это не творящее произвол земное судилище. Его суд неподкупен, он руководствуется правдой и милостью.
Суровостью веет от образа Всемогущего, каким его изображает псалмопевец. Да, Господь не раз давал людям возможность проникнуться трепетом перед Его мощью, к восприятию Его грозных проявлений люди готовы. Но вдруг на словесном портрете начинают просвечивать совсем иные контуры. Мы начинаем видеть Того, Кто искореняет всякое насилие, Кто вынуждает стать недвижным смертоносное оружие и укрощает человеческий гнев. И мы ещё раз понимаем: Его гнев — не наш гнев, разрушительный и не творящий правды. В Своём гневе Господь сметает зло и нечестие для того, чтобы мир восторжествовал и в наших сердцах, и в окружающем нас мире.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).