По-видимому, автор Книги плача или сам был свидетелем событий 587 г., или слышал о них подробный рассказ; как бы то ни было, разгром города и Храма он описывает живо и подробно (ст. 5 – 9). И самым страшным событием для него было, несомненно, полное, до основания разрушение Иерусалимского Храма: ведь речь шла о доме Божием, о месте, где Яхве являл народу Своё присутствие, так, что теперь вместе с концом Храма должна была прийти к концу и история еврейского народа, как народа Божия: ведь, если Бог оставил Свой дом, не означает ли это, что Он оставил и народ, этот дом Ему построивший? На первый взгляд, всё выглядело именно так, и надеяться было не на что. И всё же надежда оставалась, но она, разумеется, была связана не с тем, на что надеялись организаторы антивавилонского восстания, приведшего Иерусалим и всю Иудею к окончательной катастрофе. Их расчёт был сугубо политическим, они надеялись на помощь Египта, которой в силу целого ряда причин так и не дождались.
Автор же Книги плача понимает, что разрушение Храма не случайно, что Бог отворачивается от Иерусалима потому, что ещё раньше от Бога отвернулся Иерусалим, слушавший не подлинных служителей Божиих, каким был, к примеру, Иеремия, которому традиция приписывает авторство книги, а «пророков», вся заслуга которых состояла в том, что они льстили народу, говоря людям то, что те хотели услышать (ст. 14). И всё это было предсказано в Торе, в Книге Второзакония, автор которой ясно говорит об изгнании, как о наказании за отступничество (Втор. 29 : 22 – 28). Как видно, наказание заключается не в том, что Бог Сам обрушивает кары на голову Своего народа, а в том, что Он оставляет его на произвол судьбы; этого оказывается достаточно для того, чтобы народ постигла самая настоящая катастрофа, не только духовная, но и политическая.
Однако вместе с тем Тора давала и надежду: в случае раскаяния и обращения Бог мог снова вернуть изгнанников на землю отцов (Втор. 30 : 1 – 10). О том же говорили и пророки, включая Иеремию: изгнание и разрушение Иерусалима — ещё не конец, всё дальнейшее зависит целиком от духовного состояния народа, от его готовности осмыслить случившееся, раскаяться в совершённых грехах и вновь обратиться к Тому, на Кого можно надеяться и Кто не подведёт так, как подвели восставших иерусалимцев египтяне.