– алеф 1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. |
– бет 2 Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: |
– гимел 3 в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг/ |
– далет 4 Натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. |
– ге 5 Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач. |
– вав 6 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. |
– заин 7 Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. |
– хет 8 Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. |
– тет 9 Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее — среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа. |
– йод 10 Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. |
– каф 11 Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. |
– ламед 12 Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино?", умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих. |
– мем 13 Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя, дева, дщерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя? |
– нун 14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. |
– самех 15 Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?" |
– аин 16 Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: "поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!" |
– пе 17 Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих. |
– цаде 18 Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих. |
– коф 19 Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц. |
– реш 20 "Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими? чтобы убиваемы были в святилище Господнем священник и пророк? |
– шин 21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады. |
– тав 22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и выращены, враг мой истребил". |
По-видимому, автор Книги плача или сам был свидетелем событий 587 г., или слышал о них подробный рассказ; как бы то ни было, разгром города и Храма он описывает живо и подробно (ст. 5 – 9). И самым страшным событием для него было, несомненно, полное, до основания разрушение Иерусалимского Храма: ведь речь шла о доме Божием, о месте, где Яхве являл народу Своё присутствие, так, что теперь вместе с концом Храма должна была прийти к концу и история еврейского народа, как народа Божия: ведь, если Бог оставил Свой дом, не означает ли это, что Он оставил и народ, этот дом Ему построивший? На первый взгляд, всё выглядело именно так, и надеяться было не на что. И всё же надежда оставалась, но она, разумеется, была связана не с тем, на что надеялись организаторы антивавилонского восстания, приведшего Иерусалим и всю Иудею к окончательной катастрофе. Их расчёт был сугубо политическим, они надеялись на помощь Египта, которой в силу целого ряда причин так и не дождались.
Автор же Книги плача понимает, что разрушение Храма не случайно, что Бог отворачивается от Иерусалима потому, что ещё раньше от Бога отвернулся Иерусалим, слушавший не подлинных служителей Божиих, каким был, к примеру, Иеремия, которому традиция приписывает авторство книги, а «пророков», вся заслуга которых состояла в том, что они льстили народу, говоря людям то, что те хотели услышать (ст. 14). И всё это было предсказано в Торе, в Книге Второзакония, автор которой ясно говорит об изгнании, как о наказании за отступничество (Втор. 29 : 22 – 28). Как видно, наказание заключается не в том, что Бог Сам обрушивает кары на голову Своего народа, а в том, что Он оставляет его на произвол судьбы; этого оказывается достаточно для того, чтобы народ постигла самая настоящая катастрофа, не только духовная, но и политическая.
Однако вместе с тем Тора давала и надежду: в случае раскаяния и обращения Бог мог снова вернуть изгнанников на землю отцов (Втор. 30 : 1 – 10). О том же говорили и пророки, включая Иеремию: изгнание и разрушение Иерусалима — ещё не конец, всё дальнейшее зависит целиком от духовного состояния народа, от его готовности осмыслить случившееся, раскаяться в совершённых грехах и вновь обратиться к Тому, на Кого можно надеяться и Кто не подведёт так, как подвели восставших иерусалимцев египтяне.
– алеф 1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. |
– бет 2 Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: |
– гимел 3 в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг/ |
– далет 4 Натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. |
– ге 5 Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач. |
– вав 6 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. |
– заин 7 Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. |
– хет 8 Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. |
– тет 9 Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее — среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа. |
– йод 10 Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. |
– каф 11 Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. |
– ламед 12 Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино?", умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих. |
– мем 13 Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя, дева, дщерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя? |
– нун 14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. |
– самех 15 Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?" |
– аин 16 Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: "поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!" |
– пе 17 Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих. |
– цаде 18 Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих. |
– коф 19 Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц. |
– реш 20 "Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими? чтобы убиваемы были в святилище Господнем священник и пророк? |
– шин 21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады. |
– тав 22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и выращены, враг мой истребил". |
Пророк продолжает погребальный плач на развалинах Иерусалима. Перед нами нет ничего, что могло бы утешить или успокоить. Вокруг смерть и страдания, развалины и пепелище там, где еще совсем недавно был большой шумный и живой город, великолепный Храм. Никто и ничто не избежало возмездий за грех и отступничество — цари, священники, пророки, старцы и дети – все гибнут от рук врагов. Сион порабощен и унижен, ему не помогли лживые обещания лжепророков. Они не призывали к праведности и верности перед Богом, но обольщали возможностью отступить от Единого и обратиться к языческим идолам. И вот теперь, глядя на кровавое пепелище, пророк призывает к плачу и покаянию.
– нун 14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. |
В Книге Плача, как и в некоторых других библейских книгах, звучит тема отвержения и наказания Богом Своего народа. На первый взгляд эти утверждения могут показаться слишком человеческими, Бог предстаёт в них кем-то наподобие разгневанного земного правителя. Но при более внимательном рассмотрении за ними обнаруживается духовная глубина и осознание неких очень важных законов духовной жизни.
Речь, конечно, не идёт о наказаниях в человеческом смысле слова. Иногда, впрочем, Бог может применить достаточно жёсткие методы воздействия на человека с тем, чтобы привести его в нужное духовное состояние, но и тут речь идёт не о наказании, а именно о достаточно сильном и иногда неожиданном для человека духовном воздействии, которое сам человек может воспринять как нечто для себя нежелательное, по крайней мере, в первый момент. Но чаще бывает иначе.
У Бога для каждого человека и для каждого народа есть свой план. Или, точнее, у Него есть Свой собственный план относительно человечества, в котором каждый человек и каждый народ может поучаствовать, если захочет: место в Божьем плане найдётся каждому. Тем более найдётся такое место для народа Божьего, само существование которого от Божьего плана неотделимо. Но что, если отдельный человек или целый народ откажется от участия, не захочет воспользоваться своей возможностью занять определённое ему Богом место в планах Божьих?
Тогда, очевидно, такой человек или народ окажется там, где ему быть не предполагалось, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда уже не Божья воля, а случайность будет определять существование такого человека или такого народа. Не Промысел, а рок, судьба. И если это губительно для всякого народа, то для народа Божьего губительно вдвойне: ведь само его существование возможно лишь в рамках Промысла. Но именно этот факт и предстояло осознать народу-общине — в плену.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||