Рассуждая о браке и безбрачии, Павел, несомненно, имел в виду ситуации, когда...
Рассуждая о браке и безбрачии, Павел, несомненно, имел в виду ситуации, когда брак или ещё не сложился, или перестал существовать (как правило, вследствие смерти одного из супругов) (ст. 7 – 8). Судя по смыслу слов апостола, он, по-видимому, или не успел ещё жениться к моменту начала своего апостольского служения (что более вероятно), или уже успел овдоветь. Возможно, глядя на него, некоторым стало казаться (как казалось многим христианам и позже), что безбрачие для духовной жизни христианина предпочтительнее брака. Но сам апостол, очевидно, так не считает. Он, напротив, оптимальным вариантом для большинства людей считает именно упорядоченную семейную жизнь (ст. 2 – 5). С другой стороны, Павел, как видно, ничего в этом отношении не предрешает, когда дело касается конкретного человека во всей его уникальности. Он прекрасно понимает, что из любого правила бывают исключения и, если ищущий Царства твёрдо уверен, что он и есть такое исключение, путь безбрачия для него, разумеется, не закрыт (ст. 1, 6 – 7). Апостол лишь призывает к тому, чтобы не считать вдовство (или, говоря шире, невозможность брака) само по себе признаком призвания к безбрачию, как это нередко случалось в христианской среде в Средние века (ст. 8 – 9).
Он, как видно, прекрасно понимает, что подлинное безбрачие — духовный выбор, а не вынужденное состояние. И смысл его не в том, чтобы свести к возможному минимуму все проявления телесной жизни, как это было свойственно представителям некоторых философских и аскетических школ языческого мира, поступавшим так из глубокого убеждения в том, что именно телесность сама по себе является источником зла, от которого ищущий истины должен освободиться.
Смысл безбрачия христианина неотделим от жизни в Царстве и от поисков её полноты. Ведь после грехопадения природа нередко торжествует в жизни человека над духом там, где она должна была бы ему подчиняться, и к сексуальной сфере это относится в полной мере. А в конце времён, после полного преображения человеческой природы, отношения между мужчинами и женщинами должны измениться так, что сегодня мы и представить себе не можем ничего подобного. Они настолько мало похожи на привычные нам сегодня формы супружества, что Спаситель вообще отказывается называть их браком, говоря, что в Царстве «не женятся и не выходят замуж». И когда ищущий полноты Царства выбирает безбрачие, он не отказывается от супружества вообще, а скорее лишь откладывает свой выбор до момента торжества Царства во всей его полноте. До времени, когда станет возможным раскрытие супружеских отношений во всей их глубине, свободной от влияния зла и греха, в которых лежит наш, ещё не преображённый мир.