Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Кор 7:1-9

Поделиться
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Свернуть

Рассуждая о браке и безбрачии, Павел, несомненно, имел в виду ситуации, когда брак или ещё не сложился, или перестал существовать (как правило, вследствие смерти одного из супругов) (ст. 7 – 8). Судя по смыслу слов апостола, он, по-видимому, или не успел ещё жениться к моменту начала своего апостольского служения (что более вероятно), или уже успел овдоветь. Возможно, глядя на него, некоторым стало казаться (как казалось многим христианам и позже), что безбрачие для духовной жизни христианина предпочтительнее брака. Но сам апостол, очевидно, так не считает. Он, напротив, оптимальным вариантом для большинства людей считает именно упорядоченную семейную жизнь (ст. 2 – 5). С другой стороны, Павел, как видно, ничего в этом отношении не предрешает, когда дело касается конкретного человека во всей его уникальности. Он прекрасно понимает, что из любого правила бывают исключения и, если ищущий Царства твёрдо уверен, что он и есть такое исключение, путь безбрачия для него, разумеется, не закрыт (ст. 1, 6 – 7). Апостол лишь призывает к тому, чтобы не считать вдовство (или, говоря шире, невозможность брака) само по себе признаком призвания к безбрачию, как это нередко случалось в христианской среде в Средние века (ст. 8 – 9).

Он, как видно, прекрасно понимает, что подлинное безбрачие — духовный выбор, а не вынужденное состояние. И смысл его не в том, чтобы свести к возможному минимуму все проявления телесной жизни, как это было свойственно представителям некоторых философских и аскетических школ языческого мира, поступавшим так из глубокого убеждения в том, что именно телесность сама по себе является источником зла, от которого ищущий истины должен освободиться.

Смысл безбрачия христианина неотделим от жизни в Царстве и от поисков её полноты. Ведь после грехопадения природа нередко торжествует в жизни человека над духом там, где она должна была бы ему подчиняться, и к сексуальной сфере это относится в полной мере. А в конце времён, после полного преображения человеческой природы, отношения между мужчинами и женщинами должны измениться так, что сегодня мы и представить себе не можем ничего подобного. Они настолько мало похожи на привычные нам сегодня формы супружества, что Спаситель вообще отказывается называть их браком, говоря, что в Царстве «не женятся и не выходят замуж». И когда ищущий полноты Царства выбирает безбрачие, он не отказывается от супружества вообще, а скорее лишь откладывает свой выбор до момента торжества Царства во всей его полноте. До времени, когда станет возможным раскрытие супружеских отношений во всей их глубине, свободной от влияния зла и греха, в которых лежит наш, ещё не преображённый мир.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На 1 Кор 7:6-7
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
Свернуть
В вопросе о браке Павел не придерживается какой-то жёсткой и однозначной линии. Его собственный опыт свидетельствует в пользу безбрачия, но апостол прекрасно понимает, что тут именно его личный выбор и его собственный...  Читать далее

В вопросе о браке Павел не придерживается какой-то жёсткой и однозначной линии. Его собственный опыт свидетельствует в пользу безбрачия, но апостол прекрасно понимает, что тут именно его личный выбор и его собственный опыт, который нельзя распространить на всех, потому, что у каждого в этом отношении своё призвание. Но вот в чём Павел уверен, так это в том, что однажды выбранный путь должен быть пройден в полноте, будь то полнота супружеской жизни или полнота безбрачия.

Если уж безбрачие, отказ от супружества, то настоящий, а не такой, когда, формально отказываясь от семейной жизни, человек в глубине души продолжает мечтать о женской любви и лишь распаляет себя такими мечтами, которые всё равно остаются неосуществлёнными, а значит, бесполезными и даже духовно разрушительными. В самом деле: увлекаясь этими мечтами, человек попадает в плен иллюзии, которая легко подменяет ему реальную жизнь, а ведь настоящая духовная жизнь может быть только реальной, а не идеальной и не иллюзорной. С другой стороны, если уж жить семейной, супружеской жизнью, то тоже во всей её полноте.

В такой полноте, когда тот поток жизни, который в Библии называется обычно душой, становится одним для двоих, так, что духовное и жизненное пространство супругов оказывается общим. Именно в этом смысле апостол говорит, что супруги уже не принадлежат сами себе. Супружество ведь и начинается тогда, когда двое готовы разделить свою жизнь друг с другом, именно в том, как сказал бы современный философ, экзистенциальном смысле, в котором Библия говорит о душе.

Можно сказать, что у мужа и жены одна душа, а если не так, значит, что-то в их семейной жизни неладно. Нетрудно заметить, что Павел здесь (как, впрочем, и вообще) максималист: или безбрачие, и тогда жизнь человека принадлежит только Богу, или супружество, и тогда жизни супругов принадлежат друг другу, и Богу они эту свою общую жизнь вручают вместе — так, что даже упражнения в посте и молитве у супругов возможны лишь по взаимному согласию. А объединяет брак и безбрачие полнота — полнота жизни в Царстве, независимо от той формы, какую эта жизнь принимает.

Свернуть
 
На 1 Кор 7:7
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
Свернуть
В своих посланиях Павел неоднократно обсуждал вопросы религии в её отношении к духовной жизни. Резюме этих обсуждений можно было бы свести к простой формуле: для Царства религиозность человека принципиального значения не имеет, а значит, не имеет она такого значения и для Церкви...  Читать далее

В своих посланиях Павел неоднократно обсуждал вопросы религии в её отношении к духовной жизни. Резюме этих обсуждений можно было бы свести к простой формуле: для Царства религиозность человека принципиального значения не имеет, а значит, не имеет она такого значения и для Церкви. И религиозный человек может взять свою религию с собой в Царство, если она ему органична, так же, как может он взять её с собой в Церковь, при условии, что он не будет возводить её в принцип и навязывать братьям. Но апостол, разумеется, не мог не видеть в религии и духовной составляющей. В самом деле: есть люди, для которых религия неотделима от их отношений с Богом и с ближним, а следовательно, и от духовной жизни в собственном смысле слова. И тут уже всё определяется мерой искренности конкретного человека.

Для кого-то религия оказывается средством духовного самоутверждения, способом влиять на умы и души, а иногда и средством манипулирования другими людьми. Такую религиозность Павел, что и неудивительно, считает совершенно неприемлемой для Царства, а значит, и для Церкви. Если религиозность человека такова, о нормальной духовной жизни говорить не приходится. Но что, если религиозность оказывается лишь формой, защитной оболочкой духовной жизни? Такое хоть и не часто, но всё же случается, и апостол считает недопустимым эту защитную оболочку разрушать: ведь человек может быть просто ещё недостаточно стоек духовно, чтобы без неё обходиться.

Такая религиозность свойственна обычно людям, лишь недавно вступившим на духовный путь, и религиозные ограничения и запреты, оставаясь внешними и не заменяя того, что называли во времена Павла внутренней Торой, действительно им необходимы и позволяют им не сбиться с духовного пути. Разрушение такой религиозности станет ещё одним и, скорее всего, ненужным испытанием для её обладателя. Конечно, раньше или позже каждому, кто идёт духовным путём, путём праведности и путём Царства, придётся со своей религиозностью если не расстаться совсем, то, во всяком случае, отодвинуть её на второй план.

Но тут, как и в жизни вообще, всё происходит в своё время. И апостол предлагает не торопить события: ведь для того, кто с привычной религиозной оболочкой расстаться ещё не готов, насильственное её разрушение моет обернуться серьёзным духовным кризисом. И апостол предлагает не рисковать, а дать каждому духовно дорасти до того этапа, когда расставание с собственной религиозной формой станет для него органичным.

Свернуть
 
На 1 Кор 7:1-16
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
Свернуть
В чем только не обвиняют апостола Павла. В трудности изложения, в возможностях неправильно истолковать его слова. Но больше всего в том...  Читать далее

В чем только не обвиняют апостола Павла. В трудности изложения, в возможностях неправильно истолковать его слова. Но больше всего в том, что сегодняшний текст не оставляет никаких лазеек. Выбирай свой путь ответственно и следуй ему. Физическая любовь в браке является обязательным условием. Недостаточным для мира, но необходимым. Развод недопустим, верность обязательна. Вопрос неверия одного из супругов не может являться основанием для разрушения семьи. Как часто можно слышать обвинения в адрес апостола, который, оказывается, не все понял, ничего не может посоветовать, потому что сам никогда не был женат, и, между прочим, тоже человек и поэтому, уж где-то да ошибся. Но подобные аргументы появляются в момент, когда надо оправдать то, что и сами обвинители по большому счету оправдать не могут. Когда хочется найти виноватого где угодно, но только не в своем сердце. Апостол же всего лишь говорит нам, что семья освящена Богом вне зависимости от перемены наших взглядов. И наша задача, выбрав для себя этот путь, следовать ему до конца. Или жить как он.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).