В этом отрывке Павел продолжает тему предыдущего — напоминает Коринфянам, что и ему приходится поступаться своей свободой ради любви.
Вначале слышны отголоски обвинений в адрес Павла, сомнений некоторых братьев в подлинности его апостольства. Видим, что Павлу требуется некоторое усилие, чтобы смириться с тем, что плоды его служения не у всех получают признание. Как не понять его нам, которым всегда хочется, чтобы плоды нашего служения были у всех на виду? Мы читаем послание, написанное живым человеком, а не некоей трафаретной фигурой.
Защитив свое апостольство, Павел объясняет Коринфянам, что по всей логике, как человеческой, так и божественной, проповедующий Евангелие имеет право «жить от благовествования». И от этого права, которое Апостол так замечательно обосновывает и так четко за собой сознает, он, тем не менее, отказывается. Абсурд? Нет, логика, но логика Царствия Божия, где любовь к ближнему важнее, чем наблюдение за тем, чтобы кто-нибудь не ущемил мои неотъемлемые права. Что значило для Павла не жить за счет создаваемых им христианских общин? Об этом читаем в другом послании: «Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас…» (1 Фес. 2:9).
Видимо, Павел надеется, что, когда Коринфяне вспомнят о его самоотвержении, им будет легче отказаться от своей свободы есть идоложертвенное, если это искушает их брата (отказ от идоложертвенного тоже мог быть потерей материальной выгоды — часто при языческих храмах такое мясо раздавали бесплатно).
Видим, что Павел действительно подражал Христу (1 Кор. 11:1). Ведь Христос от всего отказался ради нас, все Свои права отверг и тоже часто встречал непонимание и неблагодарность. Будем помнить об этом, когда мы не получаем признания или вынуждены отказаться от чего-то, по праву нам принадлежащего, ради любви.