Павел отнюдь не отрицает права служителя Церкви на материальную поддержку со стороны той общины, в которой он несёт своё служение. И всё же сам апостол никогда таким правом не пользовался. И не потому, что он считал своё служение недостойным вознаграждения. Он просто был уверен, что его апостольство должно быть абсолютно свободно от каких бы то ни было внешних, социальных привязок. На жизнь себе Павел зарабатывал другими способами, не прибегая к помощи церковных общин, где ему приходилось бывать и нести своё служение. Сам апостол говорит о таком отказе как о своём личном выборе, не считая его универсальной нормой для служителей Церкви.
Относительно же самого себя Павел считает, что отказ от всякого вознаграждения или материальной поддержки со стороны церковных общин даёт ему такую духовную свободу и цельность, которой иначе он бы не имел. Что же он имеет в виду? Никакое подлинное служение никогда не бывает лишь внешней активностью, деятельностью, работой. Оно всегда является производным от внутреннего состояния человека, внешним проявлением его духовной жизни.
Но с точки зрения социума (даже если таковым является церковная община) речь идёт именно о работе, которую можно взвесить, оценить и оплатить. Конечно, тут речь идёт не о служении как таковом, а о его внешних проявлениях — взвешиваются, оцениваются и оплачиваются всегда только они. Именно их, в отличие от самого служения, можно и взвесить, и оценить, и оплатить.
Как очень верно заметил поэт, «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Нечто подобное можно сказать и об оплате труда служителя Церкви: невозможно продать на рынке труда само это служение, но некоторые его плоды вполне могут стать на нём товаром. Но в таком случае сам служитель вынужден будет постоянно иметь в виду тот самый рынок.
Конечно, в нормальном случае он не будет определять служения, но то, что для служителя учёт ситуации на нём станет дополнительной привязкой к социуму, несомненно. Вот её-то и хочет избежать Павел. Он не считает для себя возможным зависеть материально от своего служения даже в минимальной степени. Апостол прекрасно понимает, что это его личный выбор, который нельзя рекомендовать всем как единственно возможный, но сам он видит своё служение только так, о чём и говорит прямо и открыто.