Как видно, суд Божий над Церковью предваряет день всеобщего Суда, который наступает сразу же после него. Это не...
Как видно, суд Божий над Церковью предваряет день всеобщего Суда, который наступает сразу же после него. Это не удивительно: ведь Суд, по замыслу Божию, должен стать не только наказанием для тех, кто Царству противится, но, в первую очередь, началом преображения мира с тем, чтобы, преобразившись, он смог бы стать частью Царства. Суд и предполагает, прежде всего, именно оценку всего и всех с точки зрения пригодности для Царства. Казалось бы, в сотворённом Богом мире ничего непригодного для Царства быть не может; но мир, к сожалению, оказался достаточно основательно испорчен теми, кто Богу противостоит, и теперь усилиями противников Божиих в нём появилось немало такого, что с Царством несовместимо. И если человека Бог оценивает, прежде всего, с точки зрения его готовности к раскаянию и к очищению от всего, что мешает приобщиться к жизни Царства, то дела и плоды рук человеческих он рассматривает в контексте их будущего включения в жизнь Царства в том виде, какие они имеют в день Суда: то, что можно взять в Царство (хотя бы после преображения, которое ждёт весь мир), берётся, а всё прочее оставляется и разделяет судьбу той части мироздания, которая остаётся вне Царства, по евангельскому выражению, во «внешней тьме». Собственно, труба седьмого ангела и возвещает, прежде всего, даже не Суд, а именно воцарение Христа, которого так ждут и на небесах, и на земле (ст. 15 – 16).
Суд же, как видно, оказывается всего лишь следствием, своего рода побочным эффектом этого воцарения (ст. 18). Его могло бы вообще не быть, если бы мир не был испорчен грехопадением. Судя по свидетельству Книги Откровения, мир с самого начала был задуман именно как царство Божие, где власть должна была принадлежать Тому, Кто его создал, притом напрямую (Откр. 4 : 9 – 11). А Создавший мир, тоже, как видно, с самого начала задумал отдать его в управление Своему Сыну, Который нам открылся как Мессия, освящающий и преображающий сотворённое Отцом, доводя Его творение до полноты, достойной стать местом пребывания Своего Творца (Откр. 5 : 11 – 12). Суд же стал печальной необходимостью после того, как в замысел этот вмешались силы, Богу противостоящие, деятельность которых, к сожалению, оставила свой след в сотворённом Богом мире, даже несмотря на их поражение. В таких условиях Суд становится в руках Божиих тем орудием, которое необходимо, чтобы исправить то, что можно исправить с тем, чтобы Царство включило в себя всё и всех, кого и что только возможно.
А помехой здесь может стать лишь свободная воля тех, кого Бог сотворил свободными, будь то ангелы или люди: и те, и другие могут не только сами отказаться от предоставленной им возможности, но и плоды своей деятельности сделать непригодными для Царства. И тут уже бессилен даже Бог: ведь Он не может никому навязать Царство, туда можно войти, только выбрав его свободно, иначе Царство перестанет быть Царством, превратившись в свою противоположность. Потому-то Бог и предоставляет каждому право свободного выбора, возлагая на выбирающего всю полноту ответственности за принятое им решение.