Говоря о своём служении, Павел, как видно, не случайно сравнивает себя с другими апостолами, утверждая...
Говоря о своём служении, Павел, как видно, не случайно сравнивает себя с другими апостолами, утверждая, что он такой же апостол, как и они (ст. 5 – 6). По-видимому, утверждение это было связано с теми сомнениями, которые вызывало у некоторых апостольство Павла. Дело было в том, что для многих христиан понятие апостольства ассоциировалось лишь с общиной двенадцати учеников Иисуса, сложившейся вокруг Него во время Его земного служения. Возможно, в число апостолов включали также и Матфия, формально принятого в общину на замену Иуде Искариоту, но относительно Павла в церквах, как видно, не было единомыслия: ведь формально в апостольскую общину он никогда не принимался и к ней не принадлежал.
Но для самого Павла апостольство, как видно, было связано, прежде всего, со свидетельством о воскресении Спасителя, и Павел считал, что после встречи с Воскресшим на Дамасской дороге он может свидетельствовать о Нём не хуже тех, кто общался с Ним в течение сорока дней после Воскресения. Он, разумеется, не случайно, утверждает, что проповедовал коринфским христианам Того же Христа, о Котором свидетельствовали другие апостолы (ст. 1 – 4). Более того: Павел противопоставляет своё свидетельство свидетельству тех, кого он считает лжеапостолами, угрожающими духовному здоровью коринфской церкви (ст. 13 – 15).
Сейчас уже нелегко понять, кого имеет в виду апостол. Нельзя, однако, не заметить, что он особо подчёркивает своё бескорыстие, отмечая, что в коринфской церкви всегда проповедовал безвозмездно (ст. 7 – 10). Судя по упоминанию Павлом этого факта, можно предполагать, что коринфская церковь, будучи достаточно богатой, привлекала многочисленных проповедников, искавших собственной выгоды и выдававших себя за апостолов. И Павел не хочет уподобляться им, хотя и не считает, что имеет меньше прав на материальную поддержку со стороны коринфской церкви, чем другие апостолы (ст. 11 – 12). Бескорыстие Павла во всём, что касается проповеди и служения, становится ещё одним доказательством подлинности его апостольства. Казалось бы, речь идёт о вещах не слишком принципиальных: в конце концов, дело ведь не в названии, а в смысле и в сути служения. Но для свидетельства о Царстве принципиально важно было утвердить в сознании Церкви понимание того, что время встреч и общения с воскресшим Христом не закончилось с Вознесением и не ограничено кругом Его непосредственных учеников. История спасения продолжается, и всякий, кто ищет Христа и Царства, может обрести искомое. Обрести непосредственно, там и тогда, где и когда Бог судил ему жить.