Говоря о новой жизни, о жизни Царства, Павел противопоставляет её тому, что он называет «делами Торы»...
Говоря о новой жизни, о жизни Царства, Павел противопоставляет её тому, что он называет «делами Торы» («делами Закона», ст. 16). Казалось бы, именно дела Торы и должны быть главным занятием тех, кто стремится исполнить заповеди. Но дело, как видно, обстояло не совсем так. Во времена Христа и Павла под делами Торы понимали нередко приблизительно то, что мы называем сегодня религиозными обязанностями. Формально все они, конечно, связывались с необходимостью исполнения тех или иных норм Торы, но фактически многие из них давно уже перестали иметь к ней какое бы то ни было отношение, основываясь исключительно на традиции, нередко мало связанной с Торой. Исполнение этих религиозных обязанностей превращалось в кругах религиозно активных людей (наподобие, к примеру, тех же фарисеев) в подобие своеобразного религиозного спорта, успехи и достижения в котором ценились очень высоко: ведь наградой преуспевшим, по общепринятому в религиозной среде мнению, было Царство, к которому религиозные активисты стремились иногда совершенно искренне, порой, впрочем, не очень представляя себе, что же такое то Царство, к которому они так стремятся.
Павел же, как видно, прекрасно понимает, что никакие успехи в религиозной жизни не имеют никакого отношения к решению главной задачи: они не могут никого приблизить к Царству. Апостол не устает напоминать о том, что грешный человек не в состоянии следовать Торе до конца, что ему для этого придётся умереть, иначе грех никогда не оставит его, и никакая религия не в силах здесь ничего изменить (ст. 19 – 21). Прежняя, природная жизнь должна исчезнуть, чтобы уступить место другой, новой жизни, той жизни Царства, которой живёт воскресший Христос. Но это трудный путь, и падшая человеческая природа начинает вполне естественным образом искать более лёгких путей, обращаясь в том числе и к религии. Для Павла же все такие попытки представляют собой не что иное, как стремление вернуться к прежней, греховной жизни, отказываясь от того пути, на который зовёт Своих верных Спаситель (ст. 17 – 18). Это отказ от Царства ради человеческих мнений, человеческих концепций и человеческой религиозности. Отказ, который никогда не проходит бесследно для отказавшихся.