Слова Павла «не все мы умрём, но все изменимся» звучат таинственно. О какой же перемене говорит апостол? И как она связана со смертью? Учитывая упоминание «последней трубы», возвещающей, как нетрудно догадаться, страшный Суд, можно думать, что речь идёт о том преображении, которое ожидает каждого из нас в конце времён. Обычно фразу «не все мы умрём, но все изменимся» понимают в том смысле, что апостол предполагал скорое возвращение Спасителя во славе, до которого, как думал Павел, вполне могут дожить некоторые из его современников.
Но только ли это имеет в виду апостол? И как связана смерть с последним Судом? Самый простой ответ: в день Суда, «при звуке последней трубы», мёртвые воскресают, представая перед Богом вместе с теми, кому придётся жить в те дни. Всё так; но когда же началось воскресение? Сам Павел «первым из мёртвых» называет Спасителя, имея в виду, что именно Он воскрес первым, начиная Собой тот процесс, который завершится в конце времён. А как участвуют в этом процессе люди? Один из четырёх евангелистов, Матфей, упоминает о том, что в день крестной смерти Спасителя в Иудее раскрылись гробницы, из которых вышли воскресшие из мёртвых люди, которых видели многие из живших тогда в стране. Так кто же тогда воскрес первым? И в каком смысле называет Павел Иисуса «первым из мёртвых», т.е. первым из воскресших?
Быть может, дело тут вовсе не в хронологии? В самом деле, воскресение Спасителя было не чем иным, как зримым торжеством Царства над силами зла и смерти, над тем шеолом, который прежде раньше или позже овладевал каждым, и овладевал безвозвратно. Теперь духовный вектор нашего мира изменился: шеол отступил, уступив Царству. И первым тому свидетельством стали воскресшие в день крестной смерти Спасителя.
Его собственное воскресение подтвердило: обещанный Мессия пришёл, Царство здесь, смерть побеждена и окончательное торжество Царства — вопрос лишь времени. А что же люди? Они, как видно, участвуют в процессе становления Царства в нашем преображающемся, но ещё не преображённом до конца мире. На таком фоне слова «не все умрём» вполне могут относиться не только к тем, кому придётся жить в последние дни существования старого мира, но и к тем, кто приобщился в той или иной мере к жизни Царства на всём протяжении его истории в нашем преображающемся мире.
Как видно, всякий, имеющий отношение к Царству, уже не принадлежит смерти, он не умирает, но и полноты жизни Царства обрести не может до момента полного его, этого Царства, торжества. Но есть в нашем преображённом пока что лишь отчасти мире и люди, Царству непричастные вовсе. Вполне возможно, что их судьба будет такой же, какой была судьба всех людей, живших до прихода в мир Спасителя: шеол, отступивший, но ещё не исчезнувший до конца, а затем, в последний день, воскресение с тем, чтобы, представ перед Богом, и они тоже могли бы сказать своё «да» или своё «нет» Ему и Тому, кто принёс Царство в мир.