Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Кор 15:51-52

Поделиться
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Свернуть

Слова Павла «не все мы умрём, но все изменимся» звучат таинственно. О какой же перемене говорит апостол? И как она связана со смертью? Учитывая упоминание «последней трубы», возвещающей, как нетрудно догадаться, страшный Суд, можно думать, что речь идёт о том преображении, которое ожидает каждого из нас в конце времён. Обычно фразу «не все мы умрём, но все изменимся» понимают в том смысле, что апостол предполагал скорое возвращение Спасителя во славе, до которого, как думал Павел, вполне могут дожить некоторые из его современников.

Но только ли это имеет в виду апостол? И как связана смерть с последним Судом? Самый простой ответ: в день Суда, «при звуке последней трубы», мёртвые воскресают, представая перед Богом вместе с теми, кому придётся жить в те дни. Всё так; но когда же началось воскресение? Сам Павел «первым из мёртвых» называет Спасителя, имея в виду, что именно Он воскрес первым, начиная Собой тот процесс, который завершится в конце времён. А как участвуют в этом процессе люди? Один из четырёх евангелистов, Матфей, упоминает о том, что в день крестной смерти Спасителя в Иудее раскрылись гробницы, из которых вышли воскресшие из мёртвых люди, которых видели многие из живших тогда в стране. Так кто же тогда воскрес первым? И в каком смысле называет Павел Иисуса «первым из мёртвых», т.е. первым из воскресших?

Быть может, дело тут вовсе не в хронологии? В самом деле, воскресение Спасителя было не чем иным, как зримым торжеством Царства над силами зла и смерти, над тем шеолом, который прежде раньше или позже овладевал каждым, и овладевал безвозвратно. Теперь духовный вектор нашего мира изменился: шеол отступил, уступив Царству. И первым тому свидетельством стали воскресшие в день крестной смерти Спасителя.

Его собственное воскресение подтвердило: обещанный Мессия пришёл, Царство здесь, смерть побеждена и окончательное торжество Царства — вопрос лишь времени. А что же люди? Они, как видно, участвуют в процессе становления Царства в нашем преображающемся, но ещё не преображённом до конца мире. На таком фоне слова «не все умрём» вполне могут относиться не только к тем, кому придётся жить в последние дни существования старого мира, но и к тем, кто приобщился в той или иной мере к жизни Царства на всём протяжении его истории в нашем преображающемся мире.

Как видно, всякий, имеющий отношение к Царству, уже не принадлежит смерти, он не умирает, но и полноты жизни Царства обрести не может до момента полного его, этого Царства, торжества. Но есть в нашем преображённом пока что лишь отчасти мире и люди, Царству непричастные вовсе. Вполне возможно, что их судьба будет такой же, какой была судьба всех людей, живших до прихода в мир Спасителя: шеол, отступивший, но ещё не исчезнувший до конца, а затем, в последний день, воскресение с тем, чтобы, представ перед Богом, и они тоже могли бы сказать своё «да» или своё «нет» Ему и Тому, кто принёс Царство в мир.

Другие мысли вслух

 
На 1 Кор 15:51-52
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Свернуть
Павел уверен, что окончательная победа над смертью невозможна без полного преображения человека, без качественного изменения самой человеческой природы. Изменение это должно сделать для человека..  Читать далее

Павел уверен, что окончательная победа над смертью невозможна без полного преображения человека, без качественного изменения самой человеческой природы. Изменение это должно сделать для человека возможной жизнь в том преображённом мире, который станет реальностью после возвращения Спасителя в конце времён. Преображённый человек уже не будет пребывать во власти греха, его природа, повреждённая грехопадением, будет полностью исцелена.

Более того: обновлённая человеческая природа изменится даже по сравнению с той, что была у человека до падения, став подобной человеческой природе воскресшего Христа. Но это невозможно, если человек не станет живой Торой. Речь идёт, разумеется, не о том, чтобы выучить текст Пятикнижия наизусть. И даже не только о том, чтобы Тора стала для человека абсолютным внутренним императивом, духовным и нравственным — это ещё только внутренняя Тора, о существовании которой в евангельские времена знал каждый верующий еврей.

Живая Тора — это такое состояние человека, когда каждая его мысль, каждое слово и каждое действие определяются только внутренней Торой, и ничем другим. Чтобы такое стало возможным, надо, чтобы человек был полностью свободен от власти над собой того греха, который вошёл в нашу жизнь после падения. Не случайно первое и второе поколение христиан единственный пример живой Торы видело в личности Самого Иисуса Христа: ведь, кроме Него, от греха не был свободен никто.

Но для первых христиан подражание Христу было связано с необходимостью самому стать, с помощью Христовой и во Христе, такой же живой Торой — а это возможно лишь в конце пути, в конце времён, с полным преображением человеческой природы. До тех же пор стремление стать живой Торой неизбежно будет вызывать в падшей человеческой природе сопротивление того греха, который ею владеет после падения, и чем отчётливее внутренняя Тора проявляется в человеке, тем сильнее выявляется её, человеческой природы, повреждённость.

Так Тора придаёт силу греху: пока человек катится по инерции, не пытаясь жить соответственно внутренней Торе, сила греха в нём почти не обнаруживается, но стоит только попытаться изменить духовный вектор своей жизни, как она проявляет себя тем сильнее, чем больше человек стремится следовать внутренней Торе. Тора раскрывает в человеке энергию греха, а Спаситель помогает открывшийся грех преодолеть, преображая совместно с человеком его природу с тем, чтобы в конце времён человек полностью освободился от власти греха. Такова динамика христианской жизни, описанная апостолом.

Свернуть
 
На 1 Кор 15:51-58
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное:
"поглощена смерть победою".
 
55 "Смерть! где твое жало?
  ад! где твоя победа?"
 
56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Свернуть
Завершая разговор о преображении и о воскресении, Павел...  Читать далее

Завершая разговор о преображении и о воскресении, Павел проводит чёткую грань между теми, кто выбрал Царство, и теми, кто этого не сделал (ст. 51 – 52). Под «мы» апостол здесь, несомненно, подразумевает христиан, а под христианами — Церковь, которая для него есть не что иное, как община людей, живущих в Царстве. Неудивительно, что Павел говорит в этом случае не о смерти, а об изменении или перемене: ведь для тех, кто выбрал Царство уже теперь, последний день станет чем-то ожидаемым и более-менее предсказуемым, как для всякого, кто после долгого пути достиг наконец намеченной и давно желаемой цели. Конечно, цель вполне может оказаться не совсем такой, какой она представлялась идущим издали, но, во всяком случае, в главном они не ошибутся и не разочаруются.

Иное дело те, кто по каким-то причинам не выбрал Царства во время своего земного пути. Само по себе это не фатально, ведь выбор можно сделать даже в самый последний момент, и если он будет искренним, а причины прежнего промедления достаточно вескими, сделавший выбор получит Царство, подобно работникам одиннадцатого часа из притчи Спасителя. Но для них последний день станет именно днём Суда в полном смысле слова, ведь для них он будет не завершением пути, начатого заблаговременно, а неожиданным началом совершенно для них новой и потому прежде им неведомой жизни. Не случайно Павел говорит применительно к ним именно о воскресении, а не об изменении или перемене: ведь приобщившиеся к Царству тем самым приобщаются уже в известной мере и к тому процессу, который завершается в конце времён всеобщим воскресением и преображением человеческой природы.

В известном смысле можно было бы сказать, что живущие в Царстве, даже в ту меру полноты, которая возможна в нашем, ещё не до конца преображённом мире, воскресают уже теперь, но завершится их воскресение в конце времён с возвращением Спасителя. Что касается всех остальных, то для них всё начнётся и окончится тогда же, в последний день, хотя, конечно, до последнего Суда их судьба в вечности остаётся неопределённой. И лишь после того, как судьба каждого будет определена и процесс всеобщего преображения завершится, победа над смертью окажется полной (ст. 54 – 55). А эта победа, в свою очередь, откроет путь полноте той жизни и того дыхания Божия, которыми пронизано Царство.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).