1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 2 вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, (и) на которой не было ярма; 3 и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана (на место чистое), и заколют ее при нем; 4 и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; 5 и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; 6 и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; 7 и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. 8 И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; 9 и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; 10 и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным. |
11 Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: 12 он должен очистить себя сею (водою) в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; 13 всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. |
14 Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; 15 всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. 16 Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. 17 Для нечистого пусть возьмут пепла той сожженной жертвы за грех и нальют на него живой воды в сосуд; 18 и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости (человеческой), или к убитому, или к умершему, или ко гробу; 19 и пусть окропит чистый нечистого в третий и седьмой день, и очистит его в седьмой день; и вымоет он одежды свои, и омоет (тело свое) водою, и к вечеру будет чист. |
20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. 21 И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. 22 И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера. |
Есть в Книге Чисел, так же, как и в Книге Левита взгляд на скверну, который напоминает взгляд на заразную болезнь: скверна распространяется от одного человека к другому сама собой. Как инфекция. Более того: скверна, опять же подобно инфекции, может передаваться от одного человека к другому даже через осквернённые предметы. Что это: наивность древнего человека, вошедшая в Библию? На первый взгляд может показаться именно так, особенно на фоне тех дояхвистских и добиблейских представлений, которые мы находим в древнем мире и которые корнями уходят в эпоху предыстории.
В те времена на скверну смотрели именно как на своего рода болезнь, только не физическую, а, скорее, метафизическую, как назвали бы мы это сегодня: скверна поражала душу человека так же, как инфекция — тело, и человек впускал в себя нечто такое, что не было физической болезнью, но убивало порой не менее эффективно, чем в те же времена чума или холера. Наивность? Может показаться и так. Однако на деле всё не так просто, если вспомнить, что речь идёт о падшем человечестве и о дохристианских временах. Падшее человечество заражено смертью.
Изначально, до падения, человеку вовсе не обязательно было умирать, смерть была ему известна, но не имела отношения к его собственной жизни. После падения человек узнал смерть как часть собственной жизни, как наследственную болезнь, с которой мы все рождаемся в этот падший мир. Падший человек склонен к смерти, а падший мир в неё погружён. После прихода Христа всё изменилось — теперь смерть уже не всевластна, как это было прежде. Прежде же смерть была последним словом падшего мира, ею всё заканчивалось, и она всех уравнивала.
Жизнь до прихода Христа была в нашем мире не правилом, а исключением, тем счастливым для человека исключением, которое не было сообразно его собственной природе и потому не могло длиться долго. Скверна и была этим повседневным и универсальным проявление смерти — она порождала грех и сама порождалась грехом, но она порождала также болезни, распад всякого рода, вообще то, что мы сегодня назвали бы энтропией во всех возможных её проявлениях.
Человеческая природа после падения была сообразна смерти больше, чем жизни — и она подхватывала смерть, как только с ней соприкасалась. Для падшего человека соприкосновение со смертью в любой её форме было тем же, чем для человека с ослабленным иммунитетом вхождение в туберкулёзный барак: никаких шансов выжить у него не оставалось. Отсюда такая, могущая нам показаться преувеличенной, боязнь всякой скверны: ведь соприкосновение с ней было для яхвиста равнозначно соприкосновению со смертью и с невозможностью богообщения.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 2 вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, (и) на которой не было ярма; 3 и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана (на место чистое), и заколют ее при нем; 4 и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; 5 и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; 6 и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; 7 и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. 8 И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; 9 и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; 10 и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным. |
11 Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: 12 он должен очистить себя сею (водою) в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; 13 всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. |
14 Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; 15 всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. 16 Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. 17 Для нечистого пусть возьмут пепла той сожженной жертвы за грех и нальют на него живой воды в сосуд; 18 и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости (человеческой), или к убитому, или к умершему, или ко гробу; 19 и пусть окропит чистый нечистого в третий и седьмой день, и очистит его в седьмой день; и вымоет он одежды свои, и омоет (тело свое) водою, и к вечеру будет чист. |
20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. 21 И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. 22 И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера. |
В уставах о ритуальной чистоте и об очищении нечистого для нас важно то, что совершить очищение может только чистый человек, не осквернивший себя прикосновением к нечистоте, и только посредством сожженной беспорочной жертвы, кровью которой окроплена Скиния Завета. Апостол говорит, что ритуальные законы об очищении были образами нашего очищения от греха (Евр 9:23). Его тоже может совершить только Тот, Кто Сам не имеет ни греха, ни порока, будучи совершенной жертвой, освящающей всех верующих в Него.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||