Библия-Центр
РУ

Новость дня на 4 Ноября 2022

Павел противопоставляет строгому религиозному формализму, на котором настаивали некоторые церковные «учителя», то, что может показаться простыми правилами нравственности. Между тем, в этих простых правилах — суть Торы, и прежде всего Торы внешней. Речь идёт о самом обычном соблюдении заповедей, без всякой особой религиозности, без множества норм и правил ритуальной чистоты, которые для жителя Царства теряют свою актуальность: ведь в Царстве и традиционное яхвистское (и иудейское) разделение на чистое и нечистое оказывается нерелевантным — там чисто всё.

Но если пойти дальше, окажется, что соблюдение заповедей, даже чисто внешнее, предполагает определённую динамику отношений с самыми разными людьми, и отношения эти необходимо выстраивать осознанно, а не просто следуя социально обусловленным автоматизмам. Апостол не случайно упоминает дальше не только наиболее проблемные церковные сообщества («старцев» и «стариц»), но и рабов в их отношении к своим хозяевам. Общее тут заключается в своеобразной «естественности» статуса как церковных «старцев» и «стариц», так и рабов. В самом деле: многие из тех «старцев» и «стариц», которых упоминает Павел, рассматривали, вероятно, своё положение в Церкви не как осознанно выбранное служение, а как само собой сложившуюся ситуацию.

«Старцами» и «старицами», вероятно, многие из них стали не потому, что осознали своё призвание к соответствующим служениям, а потому, что на старости лет идти было некуда, а вся жизнь оказалась связана с Церковью — значит, так тому и быть, в «старцы» или «старицы» прямой путь. Примерно так, как в Средние века в монастырь (особенно девушки и женщины) шли не потому, что осознали своё монашеское призвание, а потому, что жизнь не сложилась и другой альтернативы не просматривалось.

Вот такой автоматизм духовно разрушает человека: ведь место, на котором он оказался, предполагает именно осознанное служение, а когда осознания (а значит, и полноценного служения) нет, начинается неизбежная духовная деградация такого «служителя». Но так же (хотя, возможно, медленнее) деградирует человек и в социуме, если не осознаёт себя и своих отношений с теми людьми, с которыми ему приходится общаться. Социальный автоматизм не лучше «духовного», хотя на первый взгляд кажется менее опасным. Вот от таких автоматизмов и предостерегает Павел Тита, считая их куда большей проблемой, чем отсутствие у членов церкви религиозности.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Говорят, что в советские времена, когда религиозная пропаганда была преступлением, а за посещение храма могли... 

 

Читая в посланиях Павла о той жизни, которую он предлагает вести христианам, нельзя не вспомнить письменность мудрых... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).