Обращаясь к своему ученику Тимофею с посланием, Павел напоминает ему о том Божьем даре, который он получил во время молитвы с возложением рук, и который теперь ему предстоит постоянно в себе обновлять. Как видно, во время той молитвы Тимофей пережил некий род духовной инициации, того обновления жизни, внутренней и внешней, который действительно делает человека другим, новым, открывая ему новую жизнь и новые возможности. Но такие воздействия никогда не бывают однократными.
Изменение человека — процесс длительный и постепенный, одной встречей с Богом, одним излиянием Божьего дыхания, даже сильным и ярким, дело тут практически никогда не ограничивается. Такое излияние может запустить процесс духовных перемен, но в дальнейшем человеку придётся работать и самому, и прежде всего ему придётся осознать то, что с ним произошло, то новое, что вошло в его жизнь, те новые возможности, которые Бог ему открыл, и те новые задачи, которые Он перед ним поставил. Вот об этой работе и напоминает апостол своему ученику.
Притом Павел описывает тот дух, который получил Тимофей, а ещё раньше и он сам, как дух «силы, любви и целомудрия», а не страха или робости («боязни»). В центре тут, как видно, стоит любовь, которую сопровождают «сила» и «целомудрие». Упоминаемая апостолом «сила» — это та Божья энергия, которая поддерживает бытие мироздания с самого начала его существования и которая может особенным образом проявляться там, где Бог хочет особенным образом обозначить Своё присутствие.
Благодаря ей Божьи чудеса не остаются феноменами чисто духовными, получая возможность воздействовать также и на протекающие в мире природные процессы. Под «целомудрием» же (или, точнее, под соответствующим греческим словом) Павел понимает не просто «невинность» в том сексуальном смысле, как её понимают сегодня, а внутреннюю цельность человека на всех его уровнях: цельность воли, цельность внутренней жизни, наконец, цельность и жизни внешней, без которой человек не полон.
Такая цельность и делает человека носителем Божьей силы, которая иначе в нём не проявится. Но в центре стоит не сила и не цельность, в центре — та любовь, которой пронизано Царство и которая там, в Царстве, является средой для всех существующих в нём отношений, включая главные — отношения между Отцом и Сыном, благодаря которым Царство существует. Вот внутри и в контексте отношений Отца с Сыном, внутри Царства и возможны как цельность, так и любые проявления Божьей силы. Но дыхание Божье, дыхание Царства может существовать в человеке лишь в процессе постоянного обновления: дыхание ведь не остановить, оно существует лишь в динамике. Вот об этих основополагающих для христианской жизни вещах и напоминает апостол своему ученику.