Как видно, Суд для мира оказывается не просто катаклизмом и не наказанием самим по себе, а, в первую очередь...
Как видно, Суд для мира оказывается не просто катаклизмом и не наказанием самим по себе, а, в первую очередь, провозвестием. Сам образ ангелов с трубой (ст. 6), несомненно, восходит к обычаю трубить во время праздника Йом-кипур, который является, прежде всего, днём суда и покаяния, в шофар (особого рода священный рог), что призвано напомнить каждому верующему еврею о Суде и о необходимости быть готовым к нему. И вот теперь вестники Божии возвещают, что день Суда наступил, уже знакомым трубным звуком, который, конечно, по масштабности не сравнить со звуком земного рога. Но провозвестие может быть разным: о Царстве может свидетельствовать и пронизывающая его любовь, и сила Божия, которую оно в себе несёт. Для тех, кто готов принять, дыхание Царства становится дыханием Божией любви, будь то человек, камень, дерево или животное. Конечно, на любовь Божию человек и камень ответят по-разному, но ответ будет непременно. Для тех же, кому Царство не нужно, кто его не хочет и ему противостоит, его дыхание оборачивается силой Божией, тем огнём, действие которого, конечно, может преобразить природу тварного мира так же, как действие любви, но уже не без потерь и не без разрушений, хотя бы потому, что грех и зло, которыми пронизан падший мир, с жизнью Царства не совместимы никак, а потому в процессе преображения мир должен быть от них очищен, притом очищен против воли тех, кто принёс их в мир, будь то люди или падшие духи.
Неудивительно, что это очищение оборачивается для мира катаклизмом, затрагивающим все основные известные древним начала мироздания: землю (ст. 7), море (ст. 8 – 9), реки и источники, олицетворявшие животворную силу мироздания (ст. 10 – 11), и небо, то видимое небо, которое для всякого язычника воплощало само мироздание, вечное и незыблемое, как годовой круговорот небесных светил (ст. 12). Книга Бытия рассказывает нам о сотворении космоса, который был призван противостоять той разрушающей силе хаоса, которая вторглась в мироздание на «второй день» творения, рассказывает о суше, появившейся из вод мирового океана, о деревьях и траве — символах жизни в её вселенском, космическом измерении, о круговороте небесных светил, вернувшим миру тот незыблемый порядок, который Бог обещал Ною сохранить до конца времён (Быт. 1 : 9 – 19). И вот теперь, в день Суда, всё рушится, не потому, что Бог разочаровался в Своём творении, а потому, что испорченный грехом мир иначе не переделать, зло слишком глубоко въелось в его плоть, так, что без кардинальных мер, подобных сложной хирургической операции, теперь не обойтись. Но это ещё не самое страшное: вестник Божий предупреждает о том, что в день Суда мир ждёт ещё кое-что похуже самых жёстких действий, предпринятых Богом для его очищения (ст. 13).