Подобно своему учителю, автор послания сравнивает духовный путь с соревнованиями бегунов на стадионе: каждому...
Подобно своему учителю, автор послания сравнивает духовный путь с соревнованиями бегунов на стадионе: каждому предстоит свой забег, и добежать до цели может лишь тот, кто будет бежать, не теряя из виду Иисуса, Который опередил всех бегущих, так, что все остальные бегут за Ним, уже достигшим цели (ст. 1 – 2). При этом он напоминает своим читателям, что события их собственной жизни, которые они воспринимают, как наказание от Бога, вовсе не свидетельствуют о том, что Бог их отверг и им нечего больше надеяться на спасение. Автор послания приводит им в пример Самого Христа, Которому пришлось перенести наказание, которого Он вовсе не заслуживал, но, отвергнув которое, Он не смог бы сделать для ищущих Царства и спасения того, что Он для них сделал (ст. 3 – 5). Опираясь на традицию, отражённую в Книге Притчей, автор напоминает своим читателям о том, что наказание — не зло само по себе, что оно — часть того, что мы называем сегодня воспитательным процессом, притом часть необходимая, и, поскольку отношения Бога с человеком предполагают и воспитательный аспект тоже, наказание становится неизбежным, иначе отношения между Богом и верными были бы не отношениями отца и детей, а отношениями чужих друг другу людей (ст. 6 – 11).
Конечно, если иметь в виду приведённую автором аналогию, приходится думать, что речь идёт о гонениях за веру, на что прямо намекает фраза автора «вы ещё не до крови сражались, борясь с грехом» (ст. 4), ведь, говоря о пролитии крови в борьбе, авторы новозаветных книг практически всегда имеют в виду исповедничество или мученичество. Но автор послания привносит новые смысловые оттенки в традиционное выражение. Возможно, это было связано с тем, что некоторые из его современников стали воспринимать гонения и преследования в традиционно иудейском духе не как неизбежность, а как наказание Божие за те или иные грехи, совершённые общиной в целом или отдельными людьми. Автор же прямо говорит им о том, что гонения могут стать и наказанием за грех в том случае, если сами гонимые забудут о страданиях Христа. В таком случае то, что могло бы стать свидетельством, каким оно становилось для свидетелей, понимавших смысл происходящего, оказывалось наказанием для тех, кто искал лёгкого пути, пытаясь избежать того, о неизбежности чего Спаситель прямо и совершенно однозначно предупреждал Своих последователей, притом предупреждал неоднократно. А целью наказания было, в данном случае, напомнить верным о пути, с которого они свернули или готовы были свернуть, забыв о цене, заплаченной Спасителем за торжество того Царства, к которому и они сами приобщились, избрав путь, показавшийся им теперь слишком тяжёлым.