В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства...
В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства открывается ему удивительно ясно. Речь идёт, конечно, не о земных его подробностях, а о духовных реалиях. И центром этого Царства оказывается не Сам Мессия, который Исайе Иерусалимскому открывается в образе земного правителя, праведного царя, поставленного Богом, а присутствие Божие. То самое присутствие, которое сопровождает народ на всём протяжении его исторического пути.
Присутствие, которое и делает народ Божий народом Божьим — без него еврейский народ ничем не отличался бы от любого другого народа на земле. В тексте оно названо славой, как было принято называть её в священнической среде. А описано оно так, как описывают его тексты, относимые традицией к Моисеевым временам. Облако днём, сияние, напоминающее огонь, ночью, — всё так, как было во время исхода, когда Бог Сам вёл Свой народ. Тут символ, но в символе этом откровение о мессианском Царстве. О Царстве, где Божье присутствие откроется во всей полноте. О Царстве, которое всё будет пронизано Божьим дыханием. О Царстве, где каждый освящается в такой полноте, которая полностью меняет, преображает его человеческую природу. И об этом обновлении пророк говорит тоже.
Не случайно он называет жителей открывшегося ему в видении обновлённого Иерусалима освящёнными («святыми»). Чтобы освятиться, надо подойти к алтарю, подняться и войти на храмовый двор, туда где пребывает Божья слава, Божье присутствие. Оно-то и освящает человека, меняя его природу. А потом человек уходит. И, уходя, со временем снова становится прежним — падшая природа берёт своё.
А для Царства нужно другое, чтобы быть там, нужно сохранить полученное у алтаря, остаться освящённым навсегда. Это не даётся само собой: пророк не случайно говорит о Суде, который придётся пройти всем, ищущим новой жизни. «Дыханием суда и дыханием огня» омывает Бог жителей обновлённого Его присутствием города. Скверна — последствия совершённых человеком грехов, ей нет места в Царстве. Поэтому Суд и становится огненным. Божье дыхание — дыхание любви, принимающей человека, но не принимающей того, что убивает любимого. Оно страшно для греха, подменяющего собой подлинную жизнь человека, но не страшно для человека, ищущего полноты жизни.