Говоря о покаянии, мы порой подразумеваем под ним то, что с библейской точки зрения покаянием не является. Само слово «покаяние» мы понимаем чаще всего, как признание своей греховности и своего ничтожества с последующим непременным самобичеванием и робкими обещаниями впредь (если получится) исправиться и начать (если удастся) новую жизнь.
Между тем, и еврейское, и соответствующее ему греческое слово, переводимое на русский язык как «покаяние», означает «обращение». Стало быть, в покаянии главное не самобичевание и не обещания, и даже не осознание своего греха (которое, конечно, тоже необходимо), а решимость обратиться к Богу. Обратиться таким, какой есть, без желания как-то приукрасить ситуацию или «стать лучше» своими силами.
Конечно, желание выглядеть попрезентабельнее в глазах Божьих очень понятно, тут вовсе не обязательно речь должна идти о страхе наказания: в конце концов, в глазах того, кого любишь, всегда хочется выглядеть наилучшим образом, иногда даже лучшим, чем на самом деле. Только вот попытки эти бесполезны: Бог всё равно знает каждого из нас, как облупленного, Он видит нас насквозь, и скрыть от Него всё равно не удастся ничего.
Даниил и не пытается ничего от Него скрыть и как-то приукрасить ситуацию; обращаясь к Богу, он прямо говорит Ему: вся правда и вся праведность у Тебя, а у нас ничего, кроме наших грехов. Тут не самоуничижение, а простой, трезвый взгляд на себя, на свой народ и на свою историю. И — в то же время — надежда на то, что новая жизнь всё-таки возможна, возможна потому, что желание этой новой жизни есть не только лично у Даниила, но и у всего народа.
Так что же: одного желания новой жизни достаточно? Обо всех грехах прошлого можно забыть и не вспоминать о них? И да, и нет. Свои грехи и ошибки осознавать совершенно необходимо, прежде всего, для того, чтобы их не повторять. Но какой смысл казнить себя за них?
Богу не нужно наше самобичевание ни в каком виде и ни в какой форме, Он не садист, желающий как можно строже наказать грешника. Нам самим оно тоже не поможет: чтобы уйти от греха, нужно лишь понимание того, что произошло, и решимость больше так не поступать, — а остальное дело Божие, Он знает, как поддержать нашу готовность противостоять своим грехам. Главное — чтобы готовность эта была. Даниил понимает, что она есть. И обращается к Богу с просьбой о поддержке тех, кто готов отказаться от греховной жизни и следовать за Ним, избрав Его путь, путь, ведущий в жизнь.