Ответ трёх отроков традиционно приводится, как образец исповедания верными своей веры и своей верности Богу, в Которого они верят. Но исповедание бывает разным. Не так уж сложно исповедовать Бога, о Котором ты точно знаешь, что Он вмешается в критический для тебя момент и избавит тебя от смерти. Тут верным действительно нечего бояться: ведь им, в сущности, ничего серьёзного не грозит, все угрозы оказываются в таком случае всего лишь пугалом.
Иное дело — исповедание с пониманием того, что Бог может и не вмешаться в самый критический момент, что Он может и не спасти от смерти. Традиционно готовность исповедников стать мучениками и умереть за свою веру объясняется их уверенностью в грядущем воскресении или (реже) в бессмертии души и в посмертном воздаянии. Вероятнее всего, вера в воскресение у них действительно была: ведь Книга Даниила датируется, приблизительно, серединой II в. до н.э., эпохой Маккавейских войн, когда вера во всеобщее личное воскресение в день Суда была общераспространённой.
И всё же такой веры недостаточно для того свидетельства, которое требуется от мученика или исповедника. Ему ведь приходится свидетельствовать о своей верности Богу в ситуации, когда и воскресение, и посмертное воздаяние (если свидетель в него верит) ещё для него впереди, а непосредственной реальностью являются предстоящие ему испытания. Если испытания эти окажутся единственной реальностью жизни свидетеля тогда, когда ему придётся свидетельствовать, у него, вполне вероятно, не хватит сил на то, чтобы пройти через них: ведь полагаться в таком случае ему придётся только на свои силы, всё остальное, будь то посмертное воздаяние или жизнь Царства, будет лишь ожидать его в конце пути.
Иное дело, если свидетель уже имеет опыт жизни с Богом в Его Царстве: тогда ожидающие его испытания не останутся единственной реальностью его жизни, тогда в ней будет и иная реальность, реальность силы Божьей и дыхания Царства. Тогда эта сила и это дыхание передадутся и свидетелю, он приобщится к ним, находя в них силу свидетельствовать вопреки и сквозь те испытания, через которые ему приходится проходить. А испытания станут для него ступенью к полноте Царства, в конце пути ожидающей каждого, вставшего на путь праведности.