Библия-Центр
РУ

Новость дня на 22 Марта 2023

Гонения, обрушившиеся на верных после указа Навуходоносора, ассоциируется как с событиями конца правления царя Навуходоносора, так и с событиями времён Антиоха Эпифана, когда была написана книга Даниила. Сегодня уже можно считать установленным, что последний правитель Нововавилонского Царства Баалтецер (Валтасар греческих текстов) действительно осуществил некую религиозную реформу, вызвавшую недовольство местного жречества. Некоторые историки предполагают, что в ходе реформы он, между прочим, выставил на всеобщее обозрение священные статуи, сделав таким образом полонение богам публичной церемонией (прежде священные статуи и изображения скрывались в глубине храмов, куда доступ непосвящённым был закрыт). По-видимому, это привело к конфликту не только с вавилонской жреческой корпорацией, но и с Синагогой; возможно, наиболее активные её члены, отказывавшиеся принимать участие в такого рода публичных языческих религиозных мероприятиях, действительно подверглись гонениям, хотя никаких точных сведений о них у нас сегодня нет.

Не исключено, однако, что в Синагоге сохранились некие предания о тех гонениях, и автор Книги Даниила воспользовался ими, приписав сами реформы не Валтасару, а его предшественнику на престоле Небукаднецеру (в греческих текстах его называют Навуходоносором). Между тем, при Антиохе Эпифане нечто подобное повторилось в значительно больших масштабах, причём о гонениях Антиоха мы знаем вполне достаточно, в частности, благодаря сохранившимся до наших времён Книгам Маккавеев. Антиох, всерьёз считавший себя сыном Зевса, велел во всех городах страны, включая, разумеется, и Иерусалим, установить алтари Зевса, а заодно и свои собственные: себя он тоже считал если не богом, то, по меньшей мере, полубогом. В Иерусалиме же он, разумеется, не нашёл для своих алтарей другого места, кроме храмового двора. Нетрудно представить себе реакцию евреев на такое кощунство: налицо было осквернение Храма, а значит, и города, вспомнились времена Вавилонского плена, а вместе с тем и проповедь древних пророков о приходе Мессии и о наступлении мессианского Царства после гонений, которые обрушатся на верных незадолго до этих событий. Впрочем, автор книги — отнюдь не экзальтированный энтузиаст: его Даниил — не герой древних преданий, которому чудесное спасение гарантировано законами жанра. Он знает лишь одно: его дело — хранить верность Богу, а спасёт ли его Бог от смерти в конкретной ситуации — это дело Божие, которое от человека не зависит. Но именно такая верность, а не ожидание непременного чуда, и оказывается залогом спасения.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Ответ трёх отроков традиционно приводится, как образец исповедания верными своей веры и своей верности Богу... 

 

Всякому христианину известно, что времена гонений — это время испытания верности Богу, верности Христу. В житийной литературе часто встречаются рассказы о чудесах, которыми сопровождалось свидетельство христианских мучеников. Насколько достоверны эти рассказы — вопрос... 

 

Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).