Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества...
Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества и отступничества. В Иерусалиме, где прошла вся жизнь Исайи и где он нёс своё пророческое служение, было немало сторонников союза с языческими странами и их правителями. Конечно, Иудее не раз приходилось воевать и с Израильским Царством, и с Сирией, но, с другой стороны, приходилось и заключать с ними союзы против общих врагов. И даже тогда, когда правители этих стран заключили военный союз против Иудеи, при иерусалимском дворе существовала и активно действовала просирийская партия, сторонники которой были уверены, что войны можно избежать, согласившись на уступки и даже, быть может, поступившись суверенитетом страны. Они-то и восхищались Израильским Царством и Сирией, равно как и их правителями (ст. 6), будучи убеждены, что такой тесный союз или даже вассальная зависимость от более сильных соседей принесёт Иудее только пользу.
Правда, в таком случае пришлось бы, среди прочего, изменить и религиозную политику страны, введя официально новые, языческие культы, культы тех богов, которым поклонялись более сильные соседи. Но это, как видно, никого особо не пугало: вопрос о чистоте яхвизма, как и все религиозные вопросы, был для придворных интриганов вопросом политическим. В такой ситуации и Исайе поневоле приходилось становится политиком: ведь он не мог относиться к религиозным вопросам так же легко, как относились к ним сторонники просирийской партии, для которых религия были лишь орудием большой политики. Он не уставал напоминать о том, что политические игры раньше или позже всегда заканчиваются поражением (ст. 9–13). Но он понимал также, что для человека, погружённого в политику целиком, для человека, не желающего видеть иной, духовной реальности, единственным исходом может быть лишь полное крушение всех его замыслов и надежд.
И это тем более верно, если такой человек очарован внешней красотой и блеском язычества: отрезвление может наступить лишь тогда, когда очарованный столкнётся с тёмной его стороной, с грубой силой и безжалостной жестокостью обезбоженного мира, символом которого Исайя не без основания считал Ассирию (ст. 7–8). Но, вынужденно участвуя в политической борьбе, пророк никогда, по-видимому, не тешил себя иллюзиями: он понимал, что дело Божие решается отнюдь не победой одной придворной партии над другой. Он знал, что не придворные интриги и заговоры определяют судьбы отдельных людей или целого народа, а лишь вмешательство Божие (ст. 12-16). И небольшая община верных может сделать для спасения народа и страны больше, чем все политики и государственные деятели со всеми их планами, заговорами и переворотами (ст. 17–18). Но лишь при одном условии: если верные будут полагаться только на Бога и ни на что больше.
Конечно, те, кто о Боге не думает, раньше или позже начнут искать опору там, где во все времена искали её люди, не знающие Бога (ст. 19). И когда таких людей становится большинство, даже для верных возникает соблазн попробовать поискать ответа там, где его ищут все. Но пойти таким путём означает отвернуться от Бога и предать Его (ст. 19–20). Путь верных не путь большинства. Даже если это большинство громко кричит о благе страны, национальной угрозе или о том, что «всем известно».