Павел различает, с одной стороны, «Тору греха и смерти», а с другой — «Тору дыхания жизни во Христе Иисусе». Апостол прекрасно понимает, что Тора в обычном человеке действует не так, как во Христе....
Павел различает, с одной стороны, «Тору греха и смерти», а с другой — «Тору дыхания жизни во Христе Иисусе». Апостол прекрасно понимает, что Тора в обычном человеке действует не так, как во Христе. Оно и понятно: в обычном человеке, природа которого повреждена грехопадением, Тора (речь идёт, разумеется, о внутренней Торе в первую очередь) лишь ещё больше выявляет эту повреждённость. В повреждённой грехом человеческой природе внутренняя Тора не может функционировать полноценно, она не может в этом случае решить ту задачу, для которой предназначена — сделать человека живой Торой.
И тогда невозможное обычному человеку осуществил Сам Христос, явив миру живую Тору и тем самым «осудив грех плоти», как говорит об этом апостол. И теперь дыхание Христовой жизни, дыхание Царства, ставшее доступным всякому, кто готов довериться Христу, открывает человеку также и возможность стать живой Торой, подобно самому Спасителю.
Праведность Торы («оправдание закона» Синодального перевода) теперь доступно каждому, кто живёт не плотью, не собственной природой, которая бессильна осуществить идеал живой Торы, а дыханием Царства, открывающимся через Христа («духом» Синодального перевода). Пока мы живём обычной человеческой жизнью, жизнью непреображённой, живая Тора остаётся недостижимым идеалом; если же от этой жизни мы переходим к жизни Христовой, к жизни Царства, идеал оказывается вполне достижим, но лишь в единстве с Самим Христом как Царём.
Дыхание Царства ведёт человека по пути внутренней Торы в единении со Христом, помогая ему стать живой Торой, примером которой является Сам Христос. Это, конечно, происходит не одномоментно, для того, чтобы стать живой Торой, нужно пройти свой собственный путь духовного становления, и если отказаться от пути, продолжая жить по-прежнему, то и о Христе, и о Царстве, и о новой жизни придётся забыть. Но если быть последовательным в своих духовных усилиях, каждый ищущий может уподобиться Христу, став, как и Он, живой Торой и обретя полноту жизни Его Царства.