Размышляя о жизни Царства, Павел приходит к выводу, что для неё годится каждый...
Размышляя о жизни Царства, Павел приходит к выводу, что для неё годится каждый, независимо от своего социального статуса (ст. 24). Такой вывод вполне закономерен: ведь, если Царство, по слову Спасителя, «не от мира сего», то ни материальное, ни социальное положение христианина никак не может повлиять на его жизнь в этом Царстве. Но на возможность свидетельствовать о Царстве оно повлиять может. Если, к примеру, один из супругов, обратившись, считает возможным разорвать отношения со своей половиной лишь потому, что отношения с ней (с ним) перестали быть для него (для неё) важными, такой разрыв, вполне естественно, станет не свидетельством, а антисвидетельством: ведь отвергнутый муж или отвергнутая жена в таком случае могут вполне резонно счесть, что новая жизнь их обратившейся половины не для них. Потому-то, как видно, апостол и считает необходимым для обратившегося оставаться в семье, если только его половина не протестует и не требует развода (ст. 12 – 16).
Для обратившегося ко Христу семья должна по возможности быть местом свидетельства, а не антисвидетельства. Точно так же и всякое другое положение человека может стать как свидетельством, так и антисвидетельством. Так, к примеру, апостол призывает и евреев («обрезанных»), и обратившихся ко Христу недавних язычников оставаться тем, кто они есть, и притом совершенно открыто (ст. 18 – 20). Религиозные различия между евреями и недавними язычниками нередко бывали разительны, но именно их духовное единство внутри одной общины могло бы стать лучшим свидетельством реальности Царства, для которого религиозные различия вторичны. А невозможность и отсутствие этого единства, напротив, стало бы антисвидетельством, лишь подтверждающим, что христианство — вовсе не жизнь в Царстве, а всего лишь ещё одна новая религия, ничуть не лучшая, хотя, быть может, и не худшая, чем любая другая.
Конечно, возможны и такие ситуации, когда стоило бы попытаться изменить то положение, в котором находишься. Павел, к примеру, совершенно убеждён, что юридическая зависимость — не лучший вариант, и предлагает рабам по возможности освобождаться от рабского состояния (ст. 21). И дело не в том, что, будучи рабом, человек не может быть жителем Царства (ст. 22 – 23), а в том, что у свободного больше возможностей для свидетельства об этом Царстве, чем у раба. Конечно, духовной свободы у раба может быть иногда больше, чем у того, кто свободен юридически, но формальная, юридическая свобода может всё же стать земным прообразом духовной свободы жителей Царства, и апостол предлагает не упускать шанса обрести эту внешнюю свободу, если такой шанс появится.