Как известно, слово «апокалипсис» по-гречески означает «откровение». И, когда произносят это слово, нередко имеют в виду соответствующую библейскую книгу. Но ещё чаще — катастрофу, вселенский катаклизм, конец всего и вся. Такой взгляд распространён сегодня даже среди христиан, не говоря уже обо всех остальных.
Книга Откровения заканчивается описанием отнюдь не катастрофы, а полного и окончательного обновления мира, торжества Царства, о котором христиане первого поколения мечтали, надеясь, что оно произойдёт ещё при их жизни. А что же человек в этом обновлённом мире? Физически он, очевидно, обновляется так же, как и всё остальное мироздание; а духовно? Вот об этой-то духовной стороне и говорит Иоанн, описывая новое качество духовной жизни верных в Царстве, раскрывшемся до конца. В Царстве нет ничего «проклятого».
Там нет ничего и никого, противостоящего Богу. В нынешнюю эпоху, в эпоху наступающего Царства, противостояние налицо, и оно тем заметнее и острее, чем более раскрывается Царство в среде, ему враждебной. А после полного преображения мира, как видно, в нём уже не остаётся места никакой силе, враждебной Богу. Но это картина нового мира в целом; а что же отдельный человек? У отдельного человека, как видно, качественно изменяются, обновляются отношения с Богом и со Христом (в видениях Иоанна Христос часто предстаёт в виде Агнца).
Теперь они видят Спасителя лицом к лицу, видят всё время, а не изредка, как это было прежде, когда мир преображался, но ещё не был преображён до конца, и видят чётко и ясно, а не так, как это нередко бывало раньше, когда Его лик проступал, как сквозь туман. И дело тут, конечно, не только в изменении физической природы человека. Дело, прежде всего, именно в обновлении духовной жизни, в обновлении тех отношений, которые связывают человека с Богом и со Христом, в том обновлении союза-завета, о котором говорил ещё Иеремия.
Новые, не омрачаемые никаким грехом отношения и составляют духовное основание этого нового союза-завета. А ведь Царство и основано именно на отношениях — его обитателей с Богом и друг с другом, их со Христом, наконец, Самого Христа со Своим небесным Отцом. И когда отношения эти становятся полноценными, тогда и Царство открывается миру во всей своей преображающей полноте.