«Говорю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, — и Сын Человеческий исповедает его пред ангелами Божиими. А отвергнувший Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими. И всякий, кто скажет слово на Сына Человеческого, — будет прощено ему. Но произнесшему хулу на Святого Духа не будет прощено» (ст. 8,9,10). Эту цитату никак нельзя разорвать, на нее можно смотреть только во всей ее целостности. Мы часто совершаем эту ошибку, пытаясь понять, и безуспешно, последние две фразы (ст.10). Они какие-то парадоксальные, непонятные: смирение Господа перед Духом Святым, являющимся Его ипостасью? Да, мы были свидетелями смирения Иисуса перед Отцом, тоже являющимся Его ипостасью, поэтому такое объяснение имеет право на существование. Да, это верно в отношении Евангелия от Марка и от Матфея, где стихи, соответствующие 8 и 9, с одной стороны, и 10 - с другой находятся в разных частях текста и не имеют смысловой сцепки. Но все-таки эта мысль (о смирении Иисуса) не исчерпывает во всей полноте смысла 10 стиха в Евангелии от Луки. Потому что первая его часть очень сильно и, видимо, неслучайно связана с 9 стихом, так сильно, что, видимо, нельзя разорвать и цитировать только 10-й в отрыве от 8-го и 9-го, иначе мы элиминируем мысль, оригинальную для евангелиста Луки. Итак, «отвергнувший» Иисуса перед людьми, будет отвернут, а сказавшему на Него же «слово» прощено будет. Быстрому взгляду кажется, что это взаимоисключающие утверждения. Что, есть какая-то существенная разница – отвергнуть или похулить, что это таким колоссальным образом влияет на судьбу? Но на самом деле разница есть. Отвернуть, или “negaverit”, как мы читаем в Вульгате, означает «с упорством отрицать, настойчиво отвергать» (лат-рус сл. Петрученко), и в общем, понятно, что отвергать можно только то, что тебе предлагается. А вот похулить можно случайно и то, чего не знаешь. Как часто мы высказываемся скептически о том, с чем по-хорошему в жизни дела не имели, что еще не приходило к нам, просто по чужим словам, по словам людей, которым мы привыкли доверять. Но вот как только вступает речь о Святом Духе – тут уже никаких слов о том, что «не знаешь», быть не может: Дух Святой, Он просвещает всякого, кто соприкоснулся с Ним. Поэтому вторая часть 10 стиха возвращает нас в 9-ый: тебя просвещают, а ты не хочешь - значит, уже сознательно. Вот какое обилие новых смыслов дает нам то обстоятельство, что Лука соединил стихи, бывшие разрозненными у двух других синоптиков. И словно бы рефреном звучит грозное предостережение апостола Павла: "Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор" (Евр 6:4-6).