Обращаясь к Иерусалиму, Спаситель обращается вместе с тем и к истории этого города. Он со времён Давида был не только столицей еврейского государства, но и столицей яхвизма. И оставался столицей вплоть до евангельской эпохи, если не считать короткого по историческим меркам перерыва во время Вавилонского плена.
И во все времена снова и снова в этом городе разыгрывалась одна и та же трагедия. Трагедия неприятия тех, кто говорил от лица Божия. Ни одному из великих пророков древности не пришлось стать триумфатором при жизни. Даже Исайя Иерусалимский, имевший влияние на царя Езекию, в конце концов, если судить по земным меркам, проиграл: его влияния оказалось недостаточно для того, чтобы определить политику Езекии, казалось бы, пророку благоволившего. И хотя рассказы о мученической кончине этого пророка во время правления Манассии появляются существенно позже, не исключено, что за ними стоит реальная история: при Манассии гонения на последователей пророков действительно были.
Другим повезло меньше: на них смотрели в лучшем случае как на назойливых чудаков, а в худшем — как на врагов своей страны и своего народа (так было, например, с Иеремией). Конечно, впоследствии, уже после Вавилонского плена, на пророков евреи стали смотреть как на великих людей, их наследие изучалось и систематизировалось (так появились сборники книг ранних и поздних пророков). Но кое-что осталось прежним, и именно это кое-что помешало многим современникам Иисуса увидеть в Нём обещанного Богом Мессию. Речь идёт о недоверии или недостаточном доверии к живому откровению.
Пророкам современники Иисуса верили ведь не столько потому, что их жизнь и духовный опыт позволяли им увидеть глубину пророческого откровения, сколько потому, что в те времена пророки считались уже абсолютными духовными авторитетами, а пророческие книги вошли в канон св. Писания. Они верили не Духу, а традиции. А всё, что в традицию не вписывалось, оказывалось для этих людей не менее подозрительным, чем слова древних пророков для их современников.
Были, конечно, и исключения, но таких было немного. Старая трагедия повторялась снова. Но теперь речь шла уже не о пророке, а о Мессии. О Том, ради Кого Бог вырастил Свой народ и подарил ему историческую жизнь. И отвержение Мессии поэтому неизбежно должно было стать для него исторической катастрофой. А Спаситель, разумеется, хочет для Иерусалима иной судьбы. Но даже Он не в силах изменить выбор, сделанный Его соотечественниками. Ведь каждый сам избирает свой путь. Будь то отдельный человек или целый народ.