Говоря о взаимоотношениях между христианами, Павел прибегает к выражению, которое на первый взгляд может показаться чистой воды аллегорией. Он упоминает о тесных и просторных сердцах...
Говоря о взаимоотношениях между христианами, Павел прибегает к выражению, которое на первый взгляд может показаться чистой воды аллегорией. Он упоминает о тесных и просторных сердцах. Вам, обращается он к коринфским христианам, в нашем сердце не тесно, а нам в ваших — тесно. А дальше объясняет причины такого положения вещей: те, к кому он обращается, живут двойной жизнью, быть может, не столько внешне, сколько внутренне.
Апостол, разумеется, не случайно напоминает им о том, что служить одновременно двум господам не получится, повторяя слова Самого Спасителя. Так что же имеет в виду Павел, говоря о тесноте или о просторе в сердце? Отчего оно становится тесным или просторным, и в каком смысле? Для понимания слов апостола надо вспомнить, что сердцем на языке Библии называется то духовное «я», которое и является подлинным центром человеческой личности.
Обычно оно переживается как акт простого самосознания, как простое ощущение несомненности собственного существования, присущее каждому. Мы все прекрасно знаем, что существуем, для любого из нас это психологическая аксиома. Между тем, аксиомой такое знание является как раз потому, что каждый из нас несёт в себе духовное первоначало, обусловливающее собой наше существование.
Многие ограничиваются этим актом простого самосознания, не двигаясь дальше, не задумываясь о том, что означает присутствие в нас самосознания. В таком случае и мера осознания человеком собственной жизни оказывается минимальной, а его сердце — духовное пространство его существования — предельно тесным.
Если же человек стремится осознать себя, понять и познать процесс собственного существования, он обнаруживает в глубине своего «я» то дыхание жизни, которое Бог даёт каждому из нас при сотворении. И это дыхание определяет духовную полноту существования человека, увеличивая меру осознания человеком себя и своей жизни и увеличивая тем самым его духовное пространство — расширяя его сердце, говоря языком Библии.
Но чтобы духовная жизнь была полноценной, человеку необходима внутренняя цельность — отсюда и слова Спасителя о служении двум господам, повторенные апостолом. Для христианина всё это особенно актуально: ведь ему дана возможность приобщиться не только дыханию жизни, которое Бог даёт каждому, но и дыханию того Царства, которое открывается ему через Христа и во Христе.
В тесное сердце дыхание Царства не войдёт, ему нужны простор и свободное движение: дух ведь веет, где хочет. И Павел не устаёт напоминать об этих основополагающих для христианской жизни вещах своим читателям: ведь без них христианство теряет всякий смысл, превращаясь в новую религию, в новую мораль, в новую теологию — во всё что угодно, кроме того, чем оно было изначально: жизнью в Царстве. А к такому христианству применимы слова Спасителя уже не о двух господах, но о соли, потерявшей силу.