Что нужно человеку для чтения Библии? Интерес? Да, конечно, в первую очередь именно интерес, иначе вообще не о чем говорить: нет интереса — и человек книгу в руки не возьмёт. Но нужно ещё и умение читать. Что такое, в сущности, текст — любой: литературный, художественный, музыкальный?
Смыслы, воплощённые в знаки. В слова — если говорить о литературном произведении. В слова, которые никогда не бывают однозначными, если, конечно, речь не идёт о терминах — но Библия книга не богословская и не философская, в ней терминов нет. Всякое литературное произведение — система смыслов, воплощённая в слова. И читателю предстоит эти смыслы воспроизвести. Воссоздать. Заново выстроить систему, созданную автором.
Потому, что смыслы нельзя считать, как считывается информация с какого-нибудь носителя, на который она записана. Их можно лишь восстановить, воссоздать вслед за автором, пройдя его путь. Конечно, не в точности так, как они были созданы или открыты автором — копирование ведь тут невозможно. Любое прочтение текста становится его интерпретацией — хочет того читатель или нет, осознаёт он это или остаётся в неведении, воображая, что «читает, как написано».
И так всегда, во всех случаях, с любым литературным произведением. А если автор не один? Если их двое — человек, создавший текст, и Бог, его вдохновивший? Нельзя прочитать текст, нельзя воссоздать смыслы, не испытывая интереса к автору, к тому, через кого смыслы были открыты. А если смыслы открыл не человек, если ему самому они были открыты другим Автором, а человек лишь выразил их и воплотил?
Тогда без интереса к Автору с большой буквы главного не понять. Понять Библию означает понять Бога. И тех людей, через которых Он говорил, конечно, тоже. Вот этому пониманию и научил Своих учеников Иисус. Ведь Бога проще всего понять у Него дома — в Его Царстве. А людей, через которых Он говорил, проще всего понять через Человека, в Которого Он воплотился. Тогда откровение и жизнь соединяются, и слово Божье становится понятным до конца — через «Слово, ставшее плотью».